Kniga Nr1281

Не сатана посылает людей нас огорчать, оскорблять и искушать, а Бог. Все, что идет на нас извне, даруется нам Богом. Никто ничего без воли Божьей сделать не может, в том числе и причинить нам зло. Впрочем, Бог - не источник зла, но Он попускает проявляться злому произволению людей и бесов. Только принять это зло необходимо с благодарностью и любовью, и оно окажется для нас добром. Именно поэтому нужно Бога за все искренне благодарить. И ни в коем случае не осуждать тех людей, через которых Бог посылает нам спасительные неприятности.

53. Враг свои делает приражения; смущаться не надобно, а просить Господа Бога, так все это и пройдет. (11)

Даже если мы искренне желаем жить по заповедям, Бог все-таки попускает бесам действовать против нас, и они искушают нас. Все это необходимо для нашего обучения, для нашего смирения. Не нужно недоумевать по этому поводу, а нужно обращаться к Богу с покаянной молитвой, с просьбой о помощи, тогда искушения будут преодолены и мы получим от этого реальную пользу.

54. Во время противоречия лучше ничего не отвещевать: онемех и смирихся и умолчах, по слову святого Давида. (139)

Иногда и следует кому-то сделать замечание, но не раньше, чем пройдет гнев на этого человека. Пока мы сами находимся в искушении, ничего не нужно ни говорить, ни делать.

Бывает, что нужно сделать выговор, старшие даже и обязаны делать младшим замечания, и наказывать должны. Тут уместны и строгость, и суровость, но только не гнев. Не нужно оправдываться тем, что подчиненный плохо поступил. Гнев - это страсть, это наш грех, независимо от того, как кто ведет себя по отношению к нам.

Известно изречение: "Монах, не удерживающий языка своего во время гнева, никогда не победит своих страстей". Первый шаг в борьбе с гневом - воздержаться от того, чтобы проявить гнев в слове. Но если дошло все-таки до того, что выплеснули свой гнев на кого-то, нужно не отчаиваться, а каяться. По-настоящему борьба с этой страстью начинается тогда, когда человек внешне все-таки удерживается от гнева, а внутренне укоряет себя за него. Продолжая же выплескивать гнев вовне и оправдывая самих себя, мы эту страсть еще глубже укореняем в душе.

55. Скука происходит оттого, что в тебе нет совершенной любви Божией. (347)

Действительно, в этом причина скуки. Но не стоит наивно полагать, что мы вот так вдруг сможем возлюбить Бога и скука наша пройдет. Преступлением Адама и Евы мы отпали от любви Божьей, теперь должны постоянно каяться и испрашивать у Бога дар любви. Пока мы не получим этот великий дар Святого Духа, скука не отступит от нас. Скука - это не безобидное состояние, это пленение духом уныния, главнейшее искушение для всех людей. Для монашествующих это искушение самое тяжкое, его не испытывают только те иноки, которые не подвизаются. Мы, мирские люди, имеем множество естественных забот и хлопот, поэтому дух уныния не так легко овладевает нами. Зато он овладевает нами незаметно. Но очень плохо, когда мы от скуки лечимся развлечениями. В противоположность труду, они отвлекают нас от Бога.

Духовник часто на исповеди слышит от старушек, которые уже двумя ногами стоят в гробу, только лечь осталось, что они от скуки спасаются телевизором. Немощь человеческая, конечно же, остается немощью. Но, однако же, надо хорошо представлять себе, что со смертью все кончится и начнется суд, на котором за все наши поблажки себе, за нашу лень и праздность придется отвечать.

Как противодействовать скуке? Благоразумным деланием, телесным и душевным. Вряд ли большинству из нас в качестве средства от уныния подойдет непрестанная молитва. Это высокий подвиг, не для всех посильный. Поэтому лучше всего посоветоваться с опытными духовными людьми: как строить свою жизнь, как проводить время, как молиться.

56. Что враг предлагает, слушаемся; что Бог говорит, отвергаем. (425)

Это обычное состояние нашей души. Враг старается нас соблазнить, он играет на наших страстях и подсказывает нам то, что приятно, но губительно. А Бог нам, как любящий Отец, указывает полезное, а оно часто неприятно.

Как в жизни бывает? Один мальчишка кричит другому: "Витька, выходи во двор" - Витьке хочется выйти, на улице можно бегать, кричать, играть, но "злые" родители заставляют его делать уроки. Так и в духовной жизни. Человеку для спасения души, для вечного блаженства полезно слушаться Бога, а бесы, подобно этим мальчишкам, выманивают человека из глубины его сердца и обращают к внешней суете.