Kniga Nr1281

Добавлю: даже если только внутренне пороптали на человека, который нас обидел, бесполезны все наши подвиги. Если тут же покаялись в ропоте - тогда другое дело.

61. А которая сестра оскорбила, за ту помолиться. (32)

Читая святых отцов, мы должны понимать, что они никаких пустых моральных советов не дают. Они дают практические духовные советы, и если человек им следует, то получает реальную пользу. Если нас кто-то оскорбил и мы при этом не предаемся злым помышлениям, а начинаем молиться и за себя, и за обидчика, то Бог нам дарует мир сердечный. Это, конечно, не какая-то магическая техника, как некоторые думают, а это истина, потому что Бог наш милостив, и, когда мы умоляем Его о помощи, Он нам помогает, а когда мы молимся за своих обидчиков, то Он еще и радуется за нас. Он ведь сам молился за своих обидчиков.

62. "Чудеса Его отвергали, Его самого ругали, били, наконец ко кресту пригвоздили, а Он при последнем издыхании сказал: "Отче, отпусти им: не ведят бо что творят" (Лк. 23, 34). (32)

Если мы хотим войти в Царство Небесное, то у нас нет другого пути, как только путь Христов, и мы должны в прощении своих обидчиков подражать Христу. Христос, будучи богочеловеком, имел власть истребить всех своих врагов, но Он ради того, чтобы нас спасти, все претерпел. Именно претерпел, страдания Христа не были иллюзорными: когда Его били, Ему было больно, когда Его оскорбляли, Он осознавал несправедливость оскорблений. Но Он все это преодолевал своей бесконечной божественной любовью, то есть прощал Своих мучителей и убийц и, желая им покаяния и спасения, молился за них.

Мы в основном имеем дело с мелкими обидами и с мелкими обидчиками, но остаемся ли мы победителями в этих мелочных битвах? Как правильно относиться к страданиям, как надо прощать, не мстить, не осуждать - этому можно учиться у наших новомучеников, которые проявили себя истинными христианами во время гонений, когда, поверженные физически, они побеждали духовно. Страшные беззакония и казни, творимые во время коммунистической тирании, повредили, конечно, тем, кто их совершал, а не их жертвам. Пострадал от этого и народ, который восстал на свою Церковь. Сами же мученики обрели через страдания вечную блаженную жизнь. А победили они своим прощением.

Святитель Владимир Киевский, протоиерей Философ Орнатский и многие другие перед смертью благословляли своих убийц, молились за них, как Христос за своих распинателей. Новомученики молились за несчастный народ, который убивал их и этим губил себя. И эта их молитва, их прощение, то, что они не отвергли свой народ, не возненавидели, не осудили своих мучителей и убийц, - все это оказалось залогом того, что народ все-таки воспрянул, и Господь дает нам возможность возродиться и вновь стать народом Божьим.

Мы должны учиться у наших мучеников и исповедников любви, учиться прощать хотя бы своих мелких обидчиков. Нас ведь чем обижают - на ногу наступают, грубо в магазине отвечают, зарплату задерживают. Вот если этих мучителей начнем прощать, молиться за них, а себя укорять за раздражение, тогда, если Бог пошлет тяжелые испытания, будем готовы молиться за своих убийц и распинателей.

63. Мстить, негодовать, роптать, жаловаться, быть в неудовольствии, уязвить кого словом для нас кажется приятным, - и враг этому радуется. (32)

Мы не обращаем внимания на то, что нам часто доставляют удовольствие наши собственные злые помышления и злые слова. Последим за собой и увидим, что, когда нас кто-то обидит, приятно полелеять в себе злобу на обидчика. За такое извращенное удовольствие тоже будем отвечать. А враг рад нашему злорадству, и радуется он, естественно, нашей погибели.

64. Не надобно сердиться: да не зайдет солнце во гневе вашем! (139)

Хорошо бы вообще не гневаться. Но, во всяком случае, мы не должны считать себя правыми, когда гневаемся, а должны укорять себя, молиться, чтобы выйти из этого состояния. Поступая таким образом, человек приобретает духовный опыт. Когда же человек гневается и считает, что он прав, а виноват тот, на кого он гневается, это совершенно нехристианское рассуждение.

Поразмыслим: для поста нужна сила воли, нужно терпение, для того, чтобы делать поклоны, нужны физические силы. Но для того, чтобы сознаться, что раз я на кого-то обижен, на кого-то зол, значит, я нахожусь в греховном состоянии, а другим людям Бог судья, - для этого ничего, кроме доброй воли, не нужно. Если мы отказываемся принести эту малую жертву - сознание, что я сам виноват в том, что нахожусь в греховном состоянии, то на Страшном суде нам нечего будет сказать Богу в свое оправдание.

Это так же, как, бывает, родители тянут своего ребенка в институт, уж они и так и сяк, и блат ищут, и деньги платят, в институт пропихнули - а он все равно туда не ходит, разгуливает с друзьями. Все для него сделано, но раз он не хочет учиться, то и не будет. Если человек не хочет спасать свою душу, то и сам всемогущий Бог ничего сделать не может.