-М. Э. ПОСНОВ-ДО-ХРИСТИАНСКИЙ И -ВНЕ-ХРИСТИАНСКИЙ ГНОСИС-* Фрагменты из книги "Гностицизм 11-го века и победа

"Некоторые с великим убеждением верят в то, что они снизошли с неба... Так Сатурнин, ученик Менандра Симонианского, утверждал, что человек создан ангелами, и что он, будучи вначале хилым, слабым и шатким, ползал по земле, как червяк, ибо не имел силы стоять, а потом, по милосердию высочайшего существа, по образу которого, впрочем, не вполне понятному, он случайно был образован, получил малую искру жизни, которая его пробудила, подняла, одушевила и после смерти возвратит его к материи"...

Если сделать как бы выборку сведений о Саторниле, которые мы находим у других ересеологов, то сущность его учения можно представить себе следующим образом:

1. Саторнил признавал одного "неведомого отца", создавшего, очевидно, путем эманации, ибо иного рода творения древние не знали, ангелов, архангелов, силы и власти.

2. Наряду с неведомым богом существовала вечная материя. Эта мысль ясно не выражена, но к ней легко прийти логически, ибо ничего не говорится о творении богом материи, а, между тем, она налицо; притом, сам "неведомый отец" устраняется от создания мира.

3. Из созданных отцом ангелов семи являются образователями мира из готовой материи.

4. В их деятельности особого внимания заслуживает создание ими человека. В источниках говорится о каком-то "светлом образе, явившемся от высшей силы" ангелам-демиургам, внезапно исчезнувшем, но восхитившем их. Желая его запечатлеть, они говорят: "сотворим человека по образу и подобию". Опыт их вышел чрезвычайно неудачным: человек ничем не отличается от низших творений. Но, в виду того, что ангелы намеревались создать человека по образу высшей силы, последняя сжалилась и послала человеку искру жизни. Конец природного человека — разложение на составные части: искра возвращается к высшей жизни, остальное поглощает материя.

5. Весь созданный мир семь ангелов поделили между собой и в нем владычествовали. Один из них стал богом иудейского народа. Среди ангелов произошло, по-видимому, какое-то возмущение против высшей силы, особенно со стороны иудейского бога.

6. Наряду с ангелами выступают: сатана, демоны и злые люди. Их появление остается загадкой...

7. Между ангелами-миросоздателями и сатаной ведется борьба, которая в особенности жестока между иудейским богом и сатаною. Как семь ангелов, так и сатана с демонами посылают своих пророков. Этот пункт в источниках прояснен слабо.

8. Пророчества ангелов, следует полагать, касались пришествия Спасителя, который явился не в полном смысле человеком, но в призрачном теле. Это легко объяснимо, ибо материя считается злым началом. Цель пришествия практически не объясняется. Из текста следует, что Спаситель пришел уничтожить иудейского бога и других ангелов (?), демонов и злых людей, добрых же, т. е. верующих в него — спасти. Под добрыми людьми, конечно, понимаются прежде всего те, которые получили "искру жизни". Но такие люди должны спастись уже в силу космических законов, поэтому какое-то их "особое" спасение не совсем понятно. Очевидно, ангелы и в особенности иудейский бог, каким-то образом спасению препятствовали, почему и потребовалось их уничтожить.

9. Саторнил выводил из своего учения аскетические принципы для жизни своих последователей. Он запрещал брак и рождение детей, как дело сатаны, а также учил воздерживаться от употребления в пищу мяса животных...

Нам представляется, Саторнил был одним из древнейших исторически известных лжеучителей, относящихся к восточным гностикам и вышедших непосредственно из офитов.

Существенным отличием учения Саторнила от многих офитских систем является его строго аскетическая направленность.

Саторнил имел последователей и основал свою школу. У св. Иустина, как и у бл. Августина, речь идет о "саторнилианах". Но эта школа не была особенно популярна и многочисленна, да и просуществовала недолго. Никаких сочинений Саторнила и его учеников не сохранилось.