Питанов В.Ю.-Лжепророк Сандей Аделаджа -В Священном Писании сказано: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»,

В Священном Писании сказано: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23). Сегодня мы рассмотрим деятельность человека, к которому в полной мере, по мнению автора статьи, относятся выше процитированные слова Священного Писания. И зовут этого человека Сандей Аделаджа. Многие читатели, а у данного «пророка» немало последователей, могут возмутиться: Сандей Аделаджа - это человек, который учит по Библии и ведет людей к Богу, как можно его называть лжепророком? Но Библия ли лежит в основе тех идей, что он выдает за христианские, или что иное? Можно ли вообще Сандея Аделаджу назвать христианином? Попытаемся найти ответ на эти вопросы. Для начала познакомимся немного с биографией героя нашего исследования.

Сандей Аделаджа родился 28 мая 1967 года в Нигерии1. В 19 лет, по его собственному утверждению, стал христианином. Аделаджа происходит из зажиточной семьи, которая постепенно обнищала. По окончании школы отправился учиться на журналиста в Белорусский государственный университет г. Минска. Закончив его, получил диплом журналиста. После окончания университета работал на телевидении Украины. С апреля 1993 года стал на телевидении говорить, как он считает, о библейском Боге. В феврале 1994 года основал в Киеве «Христианскую церковь Полного Евангелия «Слово веры»». Имеет две «библейские» школы. Женат на нигерийке Босе Дере. Имеет детей. Теперь от светской биографии, перейдем к духовной. Кем себя Сандей Аделаджа считает в духовном плане?

Сандей Аделаджа пишет о себе: «Я знаю, что я – освободитель угнетенных, ключ к счастью обездоленных, - и это не гордыня, а факт»2. Себя Аделаджа считает пророком: «…я, как Божий пророк заявляю, что любое беспокоившее, мучавшее, пугающее вас обстоятельство находится под его контролем»3. Аделаджа внушает своим последователям, что он является ключом к материальному и не только благополучию для своих последователей: «Научитесь относиться к своему пастору, лидеру, учителю так, как того хочет Бог. Ведь именно в их руках находятся ключи вашего освобождения, исцеления, обеспечения. Предположим, вы призваны быть миллионером, но спрашиваете себя: «Где мне взять эти миллионы?». Не волнуйтесь, Бог уже все предусмотрел. Вы находитесь рядом с тем даром, который через Слово, через опыт познания Бога направит вас и поможет вам стать миллионером»4.

Одним из основных принципов, лежащих в основании христианства лежит принцип свободы воли. Человек создан по образу Божию (Быт.1:26-27) и призван к свободе (Гал.5:13). Свобода воли – это дар Божий. Каждый человек волен выбирать: быть ему с Богом или отречься от Него. Свобода воли – это естественное состояние человека, насилие над нею есть реальность демонического мира. В Священном Писании можно найти немало примеров одержания бесами людей, в то время как Бог призывает людей к сотрудничеству и не стремится к их порабощению. Люди, совершающие подобное, тем самым указывают духовную природу тех сил, которым они служат. Как относится к вопросу духовной свободы Сандей Аделаджа? Обращаясь к его трудам, мы можем увидеть, что последователям Аделаджи не рекомендуется иметь независимое мышление и критиковать своего главного «пророка», т.е. Сандея Аделаджу и тех кто выступает в этой роли в возглавляемой им организации, конечно если они не хотят «проблем». Аделаджа пишет: «Верьте Божьим пророкам и к вам придет успех»5. Далее он утверждает: «Мы иногда пренебрегаем людьми и воспитываем их не так, как того хочет Господь» 6. Сразу же возникает вопрос: что же это за пророки, которые нарушают Божью Волю и воспитывают людей не так, как того хочет Бог? И можно ли таких людей вообще считать пророками? Но Сандея Аделаджу волнует не то, что они делают, его волнует иное. Он продолжает: «Часто успех не приходит в жизнь людей потому, что они не верят тому пророку, которого наш Создатель поставил среди них. Никогда не пренебрегайте Божьим словом (т.е. Библией в толковании Аделаджи. – В.П.) и Божьими служителями, и если о служителе будут говорить негативные вещи, то бегите оттуда (выделено нами. – В.П.), чтобы не потерять благословения. Если же служитель неправ в чем-то, то Слово говорит, что он не ваш раб, он Божий раб, и пусть Господь судит его (Слово говорит иначе, например, см.: Гал.1:8. – В.П.). Этот духовный принцип я использую в своей жизни»7. Помимо абсурдной идеи следовать за человеком, который нарушает Божью Волю8, мы можем увидеть в трудах Аделаджи призыв отказаться от критики подобного поведения «пророков», фактически им вводится запрет на критическое мышление. Он пишет об этом далее: «Держитесь той же точки зрения, что и ваш наставник. Даже если вы видите, что ваш лидер или пастор в чем-то неправ, проигнорируйте это»9; «Многие верующие теряют благословения, которые могли бы изменить всю их жизнь. И это происходит по той причине, что они предпочитают иметь собственное мнение и быть независимыми»10. Как видим, независимость у Аделаджи не в почете. При этом Аделаджа откровенно запугивает своих последователей: «Никогда не обижайтесь на служителей Евангелия, чтобы тем самым не обидеться на свою судьбу. Потому что человек, обиженный на свою судьбу, вряд ли сможет добиться чего-то в жизни. Когда вы обижаетесь, ропщете на помазанника, то тем самым вычеркиваете себя из Божьего плана»11; «Отвергая Божьего служителя, мы отвергаем Бога и ждем при этом, что Господь будет отвечать на наши молитвы»12. Нужно заметить, что запрет на критику, распространяется только относительно очень узкого круга руководства созданной им секты, и в первую очередь, против критики его собственных идей. Сам же он, естественно, может обличать кого угодно, впрочем, он дает разрешение на критику рядовыми членами его секты друг друга: «Обличайте, если их действия неправильны…»13.

Настоящий Божий пророк стремится следовать Воле Божьей и ее исполнять, а Аделаджа поступает по-иному. В частности он пишет: «Из-за того, что люди не знают, что может им помочь, вы должны поступать так, как Иисус. Ходите и предлагайте себя (выделено нами. – В.П.) как решение проблем. Часто верующие склонны думать, что, если они помазаны, то пусть Бог Сам их и рекламирует. Такая скромность убивает. Она препятствует тому, чтобы человек стал великим, достиг чего-то в жизни»14. Что ж, Аделаджа явно не стремится умереть от скромности. Проблема только в том, что его позиция не находит подкрепления в Библии. Мудрость, сходящая свыше, скромна (Иак.3:17), но «мудрость» Аделаджи явно имеет другой источник, так что ожидать скромности от этого человека наивно. Что же касается прославления Иисуса, то можно ли надеяться, что Аделаджа все же не считает себя духовно равным Ему? В любом случае, Иисус не сам себя славил (в понимании Аделаджи – рекламировал), Его славил Отец Небесный: «Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин.13:32);«Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16:14-15). Потому что един Иисус Христос с Отцом (Ин.14:9). Если Сандей Аделаджа претендует на место Христа, почему бы об этом не сказать прямо?

Стивен Хассен, американский психолог, много лет изучающий секты, пишет: «Группа становится деструктивной, когда лидер пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы и лишить их индивидуальности и свободной воли»15. Вполне допуская, что Аделаджа искренен в своих претензиях на пророческий статус, нельзя не признать, что претендовать и быть – не всегда одно и то же. Идеи о своей безоговорочной власти над последователями, которые распространяет Сандей Аделаджа, указывают на то, что он – лжепророк, ведущий людей не к Богу, а к себе. Представить себе, что, например, православный святой скажет, что он является панацеей от проблем своих учеников, будет кощунственно для любого православного христианина, но у харизматов позиция в вопросе их «пророка» не вызывает сомнений, впрочем, как выше уже было сказано, им запрещено сомневаться. Нужно заметить, что идея некритического отношения к духовному водительству не находит подтверждения в Библии: «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Прит.12:1); «Злое наказание – уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет» (Прит.15:10).

Интересно отметить, что если источником откровений для библейских пророков был Бог (например, см.: Иоил.2:28; 2Пет.1:21), то Аделаджа может «пророчествовать» и без Бога. В частности, он пишет в одной из своих работ, что имел знание о том, что будет возглавлять большую «церковь» и узнал об этом отнюдь не от Бога, а от своего духа: «…мне не было дано конкретного откровения ни от Бога, ни от духа святого. Я просто знал это в духе своем»16. Еще, например, Аделадже «известно» следующее «Я знаю, что не умру в шестьдесят лет. Бог гарантировал мне семьдесят лет. После этого я смогу отправиться в дом Отца моего, где мне обеспечен отдых»17. То, что отдых Аделадже обеспечен в раю, он не сомневается, ведь он и его последователи себя считают уже спасенными: «Мы спасены и имеем силу и власть в духовном мире»18. Нужно заметить, что последователи Аделаджи претендуют на власть не только в духовном, но и материальном мире, о чем ниже еще будет подробнее сказано.

В своих книгах Сандей Аделаджа распространяет идеи, которые никакого отношения к Библии не имеют. Впрочем, серьезного богословия у Аделаджи вообще нет. Например, Бог у него подчиняется времени (Творец подчиняется творению, нонсенс!): «…Первый день — это начало отсчета времени, цикличности; в этот день в движение пришел закон, на котором держится Земля. Ничто не делается на нашей планете без этого закона. Время правит миром, время правит Землей. Это удивит вас, но Бог получает приказ от времени, потому что от начала времен Он Сам обязал и связал Себя временем во всем, что касается его деятельности на Земле»19; «Время так важно, что даже Бог подчиняется ему»20. Нужно заметить, что согласно Библии Бог Всемогущ (См.: Быт.17:1; Иов.37:23; Мф.19:26), а значит, никто не может Им править, так как это отвергает сам принцип всемогущества.

Бог в трудах Аделаджи представлен банкиром, возглавляющим банк. Вы делаете вклад и живете процентами. Аделаджа пишет: «Я отдаю десятину, приношу пожертвования, сею, – значит Бог обеспечит меня всем необходимым для жизни и служения, деньги придут ко мне…»21; «Мы - даятели, мы платим десятину и даем пожертвования Богу. Так мы обеспечиваем себе материальное изобилие»22; «[бизнесмен] стал на несколько минут заходить в нашу церковь, чтобы принести десятину. И после этого дела его пошли так хорошо, что Он вначале думал, что это срабатывает какая-то магия. … уж если неверующий может так довериться Богу, то мы тем более должны верить Ему»23. Как считает самозваный «пророк», вложив деньги в «церковь» Аделаджи, человек вправе ожидать процентов от Бога: «Если вы находитесь в сложной финансовой ситуации, посейте семя веры, просто отдайте Богу то, что у вас есть, и скажите: «Господь, я верю Тебе, и я сею то, что у меня есть». Когда вы так поступаете, знаете ли вы, что делаете? Ответ прост — вы вступаете с Богом в контакт, вы используете деньги, которые сеете, как точку соприкосновения с Богом. Бог видит вашу веру, и он использует то малое, которое у вас есть, чтобы сделать большее. Это будет действеннее, чем множество молитв. Ведь в молитве вы просите. А своим действием вы достигнете гораздо большего. Вот это и есть вера, вера в действии. Сначала кажется, что вы теряете свои деньги, но знайте, что есть Живой Бог, и он восполнит посеянное вами во сто крат»24. Оказывается, согласно учения Аделаджи, существуют духовные законы материального благополучия: «Достаток приходит лишь тогда, когда верующие исполняют Божье Слово относительно финансов, так они соблюдают духовные законы материального благополучия»25. В популярном детском кинофильме двое проходимцев предлагали одному молодому человеку посеять свои золотые на «поле чудес» в «стране дураков» и у этих героев явно есть ныне действующие аналоги. Сандей Аделаджа пишет: «Если вы хотите, чтобы Бог благословил вас именно деньгами, то, кроме десятин и пожертвований, сейте деньги, если же вы хотите обувь, то сейте обувь. То, что вы сеете, то и пожнете»26. Но если человек, пришедший в «церковь» Аделаджи, откажется платить деньги, он должен знать что «десятину Богу нужно давать со всех видов доходов, иначе человек попадает под проклятие»27. Знакомясь с трудами Аделаджи, у автора не раз возникала мысль, читал ли он вообще Священное Писание, не с целью надергать цитат для «подтверждения» своих далеких от христианства идей, а для того, что бы разобраться в сути сказанного в Библии. Судя по всему, нет. Вероятно, Аделаджа никогда не задумывался над тем, почему Лазарь попал в рай, а его богатый сосед в ад (Лк.16:20-25)? А ведь десятина богача явно была больше чем у Лазаря. Аделаджа пишет: «Когда мы даем десятину и пожертвования, Бог может слышать наши молитвы в любое время»28. Следуя этой логике, ни в Православной, ни в Римо-Католической, ни в Лютеранской Церквях, Бог молитвы христиан давно уже не слышит. Ведь десятину там реально уже давно никто не платит. А если дать «церкви» Аделаджи не десятину, а скажем, пятьдесят процентов заработка, насколько процентов молитва, согласно мнения Аделаджи, будет эффективнее до Бога доходить? А зависит ли приоритет рассмотрения молитв у Бога от размера этой десятины? Интересно, что по этим вопросам думает Сандей Аделаджа? Как выше уже было сказано, идеи, которые выдвигает Аделаджа, к христианству не имеют никакого отношения. Обратимся к Священному Писанию. Разъясняя одну из притч, Христос говорит: «… забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф.13:22), если бизнесмен приходит в «церковь» Аделаджи с целью поднять свой бизнес, не является ли это «обольщением богатства»? Христос учит: «говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). Судя по всему, этот стих Священного Писания, не является самым популярным среди прихожан Аделаджи. Христианство не отвергает богатство, оно учит иному: нельзя служить Богу и маммоне (Мф.6:24-33), человек должен иметь четкие приоритеты, главным для христианина является вопрос спасения души, и если богатство повредит этому, Бог его никогда не даст, сколько бы человек не вложил денег в «церковь» Аделаджи. У Аделаджи за красивыми словами о служении Богу скрывается жажда элементарного обогащения. Христианство у него превращается в акционерное общество: вложил деньги и живи на проценты. И если сам Аделаджа, возможно, и не ставит материальное благополучие в центр своей жизни, то идеи, которые он выдвигает и которыми привлекает в свою организацию людей, явно ведут к этому. Если деньги вкладываются именно с целью получить материальную отдачу, а эти идеи у Аделаджи звучат напрямую, то уж лучше таким «христианам» заняться бизнесом или вложить свои деньги в банк под проценты, а не тешить себя иллюзиями что Бог им воздаст за то, что они поддерживают таких людей как Аделаджа. Точнее Он воздаст, только этим бизнесменам это воздаяние может не понравиться.

Сандей Аделаджа и его последователи, судя по всему, любят Бога не за то, что Он спасает людей, а за то, что «Он есть Бог, Который удовлетворяет потребности не свои, а народа Своего, людей Своих. Если бы все было не так, мы бы всего лишь теряли свое время здесь»29. Как видим, Бог, который не удовлетворяет материальные и иные потребности, Аделадже и его последователям не нужен. Аделаджа пишет: «Он может превратить вас из нищего в богатого. Он может вашему делу, пришедшему в упадок, дать процветание. Он может забрать ваши болезни и дать вам здоровье. Он может в безысходности подсказать выход. И это Тот Бог, Которому мы поклоняемся, Которому мы воздаем хвалу за все Его благие деяния»30. Аделаджа утверждает: Бог желает, чтобы все были богатыми. Нужно заметить что это далеко не так, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Однако нигде в Библии не говорится, что Он хочет, чтобы все стали миллионерами. Аделаджа пишет: «Божьи благословения приносят изобилие верующим в Него. Быть бедными — это не судьба верующих людей. Ведь Господь заинтересован в благополучии Своего народа»31; «Господь хочет, чтобы верующие люди, истинные христиане, были богаты»32. Для информации (возможно Аделаджа не в курсе), и Христос, и Его апостолы были нищими. Вероятно они, по критериям Аделаджи, не могли бы быть истинными христианами. Тем более что как пишет Аделаджа: «Скоро наступит время, когда нашу церковь будут называть церковью богатых людей»33. Что в такой «церкви» делать нищим апостолам с Христом, который говорил: «…лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20).