Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

Спустя полтора месяца после исшествия своего из Египта израильтяне пришли к Синайской горе и здесь, среди прекрасных и обильных растением долин, пробыли целый год – год весьма важный по событиям не только для народа израильского, но и для всего человечества. Там произведено было счисление народа и возобновлено разделение его по коленам и фамилиям; постановлены тысяченачальники, сотники и десятоначальники для управления народом; но, что всего важнее, там дан был от Бога закон, определявший отношения человека к Богу и ближнему.

Лишь только израильтяне раскинули при Синае свои палатки, как Моисей по зову Божию отправился на эту гору. Там Господь сказал ему: «Приготовь народ, ибо в третий день сойдет Господь на гору Синайскую; поставь людей вокруг горы, и пусть никто не осмеливается взойти на нее или прикоснуться к ней: ибо всяк, прикоснувшийся к горе, смертью умрет».

Когда настал третий день, мрачное облако покрыло гору Синайскую; раздался гром, заблистала молния и послышался трубный звук. Вся гора дымилась, а трубный звук становился все громче и громче. Моисей стоял на горе перед Богом, а весь народ внизу под горою, в праздничных одеждах, трепеща от ужаса. И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20, 1 –17).

И весь народ слушал эти словеса. Но люди убоялись явления Божия среди громов и молнии и сказали Моисею: «Говори ты с нами, и да не глаголет к нам Бог; иначе мы можем умереть. Все же, что ни скажет тебе Бог, мы исполним!» А Господь наперед сказал Моисею: «Если послушают гласа Моего и сохранят завет Мой, будут Мне людьми избранными из всех народов». Тогда Моисей отправился на гору один и оставался там сорок дней и сорок ночей. В это время Господь вручил ему две каменные скрижали Завета, на которых были начертаны заповеди Божий. Когда же Моисей сходил с горы, неся в руках скрижали Завета, и уже приближался к стану сынов Израилевых, он увидел, что они плясали вокруг золотого тельца с песнями и музыкою. Воскипев гневом на такую измену истинному Богу, Моисей бросил скрижали на землю и разбил их. Потом, обратившись к Аарону, сказал: «Что сделал тебе этот народ, что ты навел его на такой великий грех?» Но тот отвечал: «Не гневайся, господин мой, на меня! Ты знаешь, как злы эти люди. Они приступили ко мне, говоря: сделай нам богов, которые ходили бы перед нами, ибо мы не знаем, что сталось с Моисеем, который извел нас из Египта. Я же сказал им: если есть у кого золото, принесите ко мне, и они принесли; я бросил его в огонь, и вылился телец!» Тогда Моисей взял этого тельца, сжег его в огне, превратил в порошок, который потом высыпал в воду и напоил ею израильтян. Сам же отправился опять к Господу и сказал ему: «Молюся Тебе, Господи! Великий грех сотворили эти люди перед Тобою, но прости им грех их! Если же нет, изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал меня». Но Господь сказал: «Того изглажу Я из книги Моей, кто согрешил передо Мною; ты же сойди теперь вниз и веди этот народ на место, о котором Я сказал. Ангел Мой будет предшествовать тебе. Грех их Я прощу, когда настанет время посещения Моего». Потом Господь снова повелел Моисею взойти на гору. «Истеши себе, – говорил ему Господь Бог, – такие же две каменные скрижали, как и первые, принеси Мне их завтра на гору Синайскую, и Я напишу на них все те слова, которые были на прежних скрижалях». Таким образом, Моисей провел перед Господом еще сорок дней и сорок ночей. И Господь снова написал на двух скрижалях словеса Завета – десять заповедей.

26. Законы гражданские и церковные

Законы, которые Бог даровал Своему народу, обнимали всю жизнь его, как общественную, так и семейственную. В них заключались: и запрещение употреблять в пищу некоторых животных, которые посему названы нечистыми; и предписания касательно вступления в брак; также постановления касательно наследства и законы, касающиеся земледелия; в них определялись и наказания за преступления и права войны, взаимные обязанности родителей и детей, обязанности по отношению ко вдовам и сиротам, бедным, слепым и глухим – и все это изложено самым точным образом. В сих законах не были забыты и животные. Так, например, предписывалось не заграждать рта волу молотящему; не вредить дерев плодовитых; не разорять гнезда птиц; не оставлять без помощи вола или осла, изнемогающих под тяжестью ноши. И все это запечатлевалось одним сильным словом: «Аз Господь Бог ваш».

Колену Левиину, к которому принадлежал и сам Моисей, предоставлены были особые права в народе израильском. Аарон, брат Моисеев, сделан был первосвященником, а четыре сына Аароновы – священниками, и это достоинство утверждено за всем его потомством; равно как все колено Левиино было назначено на служение алтарю и скинии, а посему освобождено от всех податей и прочих гражданских повинностей.

Аарон и сыновья его были торжественно посвящены в этот сан через облачение в священные ризы, возлияние мира на главу Аарона и окропление их кровью жертвенных животных. Для богослужения устроен походный храм, названный «скиниею свидения». Во внутреннем отделении этой скинии, называемом «Святая Святых», находился золотой ковчег, в котором хранились начертанные Самим Богом скрижали Завета. В другом отделении, называемом «Святое», стояли с одной стороны светильник с семью лампадами, с другой – стол с двенадцатью хлебами предложения, а в середине – алтарь кадильный, на котором ежедневно воскурялся фимиам Господу. Вокруг всей скинии находилось большое пространство, называемое двором, где помещались жертвенный алтарь, на котором сожигались приносимые народом жертвы, и медная умывальница для омовения рук и ног священников перед входом их в святилище. Учреждая таким образом богослужение в Своем народе, Господь заповедал строго сохранять его постановления. Особенно запрещено было приносить жертвы вне святилища на всяком высоком месте и под каждым деревом, как это делали язычники.

Израильский народ должен был совершать всенародные празднества три раза в год: раз – в воспоминание исшествия из Египта, в другой раз – в честь синайскаго законодательства и в третий – в память странствования израильтян по пустыне. Эти три праздника, из которых первый назвался Пасхою, второй – праздником Пятидесятницы и третий – праздником Кущей, имели также особое значение и в отношении к земледелию. В праздник Пасхи повелевалось возлагать на алтарь первый зрелый сноп ячменя, потому что вслед за сим праздником начиналась в земле Ханаанской уборка ячменя. Пятидесятница была вместе и праздником жатвы, ибо в это время начиналась жатва пшеницы. Праздник же Кущей, вместе с историческим своим значением, был и благодарственным торжеством по собрании винограда. Кроме этих торжественных праздников израильтяне праздновали новолетие, называвшееся праздником труб и новомесячия. Один день в году, называвшийся днем очищения, назначался на покаяние с постом и жертвоприношениями за грехи.

27. Гробы похотения

Целый год провели израильтяне у горы Синайской; здесь праздновали они и годовщину своего исхода из Египта. Но вот в один день поднялся облачный столб от скинии свидения и тотчас же весь народ стал готовиться в поход. Обрадовались израильтяне, думая себе: теперь-то прямо придем в обетованную землю. Но случилось не так.

Едва прошло три дня нового странствования их по пустыне, как их ревность совсем ослабела. Поднялся ропот, и в этот раз низший класс народа стал жаловаться на скудость пищи. «Кто даст нам здесь мяса? – кричали люди с воплем и слезами.– Вспомните, чего мы не ели в Египте! И рыбу, и огурцы, и дыни, и лук, и чеснок. Теперь же не чем душу отвести! Одна манна перед глазами!» Тогда Господь сказал: «Подождите, завтра же будете есть мясо! И не один только день, и не два, и не пять, и не десять, и не двадцать, но целый месяц, пока оно не бросится вам в нос и не опротивеет вам, за то, что вы не покоряетесь Господу, сущему с вами, и говорите: зачем мы вышли из Египта?» Но Моисей сказал: «Шестьсот тысяч одних мужей со мною; Ты же говоришь: дам им мяса, и будут есть целый месяц от него!» Господь же отвечал: «Разве несильна рука Господня? Вот ты увидишь, сбудется ли слово Мое или нет!» Вдруг поднялся ветер с моря и нагнал целые стада перепелок, которые покрыли собою всю землю на пространстве целого дня пути кругом всего стана израильского. Целые два дня народ собирал перепелок, но еще не успели люди съесть всего мяса, как поднялся между ними мор; и на том самом месте, где они кричали, требуя мяса, целые толпы похотствовавших были поражены от Господа смертью. Посему и назвали то место гробами похотения.

28. Соглядатаи

Когда народ израильский пришел в пустыню Фаран, Моисей по глаголу Господню выбрал 12 мужей, из каждого колена по одному, и послал их в землю Ханаанскую разузнать как о состоянии самой страны, так и о числе и силе ее жителей. Эти соглядатаи прошли всю страну от южных до северных ее границ. Плодородие той земли было удивительное, они срезали там одну виноградную ветвь, которая была так велика, что ее должны были нести двое, перекинув на жердь. Через сорок дней воротились они в свой стан и так рассказывали Моисею о виденной ими стране: «Ходили мы в землю, в которую ты послал нас; земля та кипит млеком и медом: и вот плод ее! Но на земле той живет народ сильный, много у них больших и крепких городов. Между людьми же там есть такие великаны, что мы перед ними казались не больше саранчи!» Тогда напал ужас на всех израильтян, и они стали снова помышлять о возвращении в Египет. «Изберем себе старейшину, – говорили они между собою, – и воротимся в Египет». Напрасно двое из соглядатаев, Иисус и Халев, употребляли все усилия, чтобы успокоить народ и внушить ему упование на Бога; народ кричал: «Побейте их каменьями!»