Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

Аарон и сыновья его были торжественно посвящены в этот сан через облачение в священные ризы, возлияние мира на главу Аарона и окропление их кровью жертвенных животных. Для богослужения устроен походный храм, названный «скиниею свидения». Во внутреннем отделении этой скинии, называемом «Святая Святых», находился золотой ковчег, в котором хранились начертанные Самим Богом скрижали Завета. В другом отделении, называемом «Святое», стояли с одной стороны светильник с семью лампадами, с другой – стол с двенадцатью хлебами предложения, а в середине – алтарь кадильный, на котором ежедневно воскурялся фимиам Господу. Вокруг всей скинии находилось большое пространство, называемое двором, где помещались жертвенный алтарь, на котором сожигались приносимые народом жертвы, и медная умывальница для омовения рук и ног священников перед входом их в святилище. Учреждая таким образом богослужение в Своем народе, Господь заповедал строго сохранять его постановления. Особенно запрещено было приносить жертвы вне святилища на всяком высоком месте и под каждым деревом, как это делали язычники.

Израильский народ должен был совершать всенародные празднества три раза в год: раз – в воспоминание исшествия из Египта, в другой раз – в честь синайскаго законодательства и в третий – в память странствования израильтян по пустыне. Эти три праздника, из которых первый назвался Пасхою, второй – праздником Пятидесятницы и третий – праздником Кущей, имели также особое значение и в отношении к земледелию. В праздник Пасхи повелевалось возлагать на алтарь первый зрелый сноп ячменя, потому что вслед за сим праздником начиналась в земле Ханаанской уборка ячменя. Пятидесятница была вместе и праздником жатвы, ибо в это время начиналась жатва пшеницы. Праздник же Кущей, вместе с историческим своим значением, был и благодарственным торжеством по собрании винограда. Кроме этих торжественных праздников израильтяне праздновали новолетие, называвшееся праздником труб и новомесячия. Один день в году, называвшийся днем очищения, назначался на покаяние с постом и жертвоприношениями за грехи.

27. Гробы похотения

Целый год провели израильтяне у горы Синайской; здесь праздновали они и годовщину своего исхода из Египта. Но вот в один день поднялся облачный столб от скинии свидения и тотчас же весь народ стал готовиться в поход. Обрадовались израильтяне, думая себе: теперь-то прямо придем в обетованную землю. Но случилось не так.

Едва прошло три дня нового странствования их по пустыне, как их ревность совсем ослабела. Поднялся ропот, и в этот раз низший класс народа стал жаловаться на скудость пищи. «Кто даст нам здесь мяса? – кричали люди с воплем и слезами.– Вспомните, чего мы не ели в Египте! И рыбу, и огурцы, и дыни, и лук, и чеснок. Теперь же не чем душу отвести! Одна манна перед глазами!» Тогда Господь сказал: «Подождите, завтра же будете есть мясо! И не один только день, и не два, и не пять, и не десять, и не двадцать, но целый месяц, пока оно не бросится вам в нос и не опротивеет вам, за то, что вы не покоряетесь Господу, сущему с вами, и говорите: зачем мы вышли из Египта?» Но Моисей сказал: «Шестьсот тысяч одних мужей со мною; Ты же говоришь: дам им мяса, и будут есть целый месяц от него!» Господь же отвечал: «Разве несильна рука Господня? Вот ты увидишь, сбудется ли слово Мое или нет!» Вдруг поднялся ветер с моря и нагнал целые стада перепелок, которые покрыли собою всю землю на пространстве целого дня пути кругом всего стана израильского. Целые два дня народ собирал перепелок, но еще не успели люди съесть всего мяса, как поднялся между ними мор; и на том самом месте, где они кричали, требуя мяса, целые толпы похотствовавших были поражены от Господа смертью. Посему и назвали то место гробами похотения.

28. Соглядатаи

Когда народ израильский пришел в пустыню Фаран, Моисей по глаголу Господню выбрал 12 мужей, из каждого колена по одному, и послал их в землю Ханаанскую разузнать как о состоянии самой страны, так и о числе и силе ее жителей. Эти соглядатаи прошли всю страну от южных до северных ее границ. Плодородие той земли было удивительное, они срезали там одну виноградную ветвь, которая была так велика, что ее должны были нести двое, перекинув на жердь. Через сорок дней воротились они в свой стан и так рассказывали Моисею о виденной ими стране: «Ходили мы в землю, в которую ты послал нас; земля та кипит млеком и медом: и вот плод ее! Но на земле той живет народ сильный, много у них больших и крепких городов. Между людьми же там есть такие великаны, что мы перед ними казались не больше саранчи!» Тогда напал ужас на всех израильтян, и они стали снова помышлять о возвращении в Египет. «Изберем себе старейшину, – говорили они между собою, – и воротимся в Египет». Напрасно двое из соглядатаев, Иисус и Халев, употребляли все усилия, чтобы успокоить народ и внушить ему упование на Бога; народ кричал: «Побейте их каменьями!»

Тогда над скинией свидения, перед глазами всего народа, явилась Слава Господня во облаке и раздался голос. Бог возглаголал к Моисею: «Доколе будет оскорблять Меня народ сей? И доколе не будет веровать в Меня, несмотря на все чудеса, которые Я сотворил для них? Поражу их всех смертью и произведу из тебя племя многочисленнейшее их!» Но Моисей стал умолять Бога простить народу и этот грех. Тогда Господь сказал: «Долго ли же мне прощать этому злому сонмищу! Скажите же им: истинно, как вы сами сказали вслух Мне, так и сделаю с вами! Детей ваших, о которых вы говорили, что они в разграблении будут, Я введу в эту землю, и они наследуют страну, вами отвергнутую. Ваши же тела падут в пустыне. Но и дети ваши наперед пробудут в пустыне сорок лет и понесут на себе бремя вашего греха! И узнаете тогда ярость гнева Моего!» Таким образом, все, которым при исшествии из Египта было 20 лет, должны были умереть в пустыне, исключая Иисуса и Халева; детям же Израилевым надлежало странствовать еще тридцать девять лет. Местом странствования их была теперь пустыня Синайская и пустыня Фаран, где они провели многие годы, пока не умерли все роптавшие на Господа.

29. Новый ропот Израиля

Но и этот суд Божий не вразумил непокорный народ израильский. Еще не раз во время странствования по пустыне восставал он против Бога и Моисея. Так, один раз подняли бунт против Моисея и Аарона некто Корей с Дафаном и Авироном и в заговор свой вовлекли 250 других знаменитых израильтян. Они начали укорять Моисея и Аарона во властолюбии и требовали, чтобы весь сонм израильский мог равно участвовать в правлении и священстве. Но Моисей отвечал им на это: «Приходите завтра перед Господом с вашим фимиамом, и тогда откроется, кого изберет Господь». Корей, собрав соумышленников своих, действительно явился перед скиниею свидения. Тогда открылась Слава Господня, и из облачного столба Господь сказал Моисею и Аарону: «Отступите от среды народа сего, Я сейчас истреблю всех их!» Но Моисей и Аарон возопили к Господу, говоря: «Боже духов и всякия плоти! Неужели ради греха одного на весь сонм гнев Твой?» Тогда Господь сказал: «Скажи же народу, чтобы отступили они от сонмища Кореева и от сонмища Дафанова и Авиронова». И лишь только народ отступил от них, как земля разверзлась и поглотила преступников со всеми семействами, с палатками и имением их, а на остальных 250 бунтовщиков упал огонь с небеси и пожрал их. Но жестокосердый народ не вразумился и этим; поднялся новый ропот на Моисея и Аарона за то, будто они одни были причиною погибели сих людей. Тогда Господь послал на них моровую язву, и жертвою ее были 14700 человек. В Кадисе народу не достало воды и снова поднялся ропот на Моисея. Но Господь сказал ему: «Возьми жезл твой и, вместе с братом твоим Аароном, созови весь сонм Израилев и в их присутствии скажи камню, чтобы он дал воды». Моисей и Аарон собрали народ и воззвали к нему: «Послушайте вы, непокорные, разве нам из этого камня известь вам воду?» Но Моисей не сказал камню, как повелел ему Бог, а с гневом поднял руку свою и ударил дважды жезлом в камень. Вода действительно полилась из камня, и в таком количестве, что весь народ и весь скот их могли напиться, но Моисею и Аарону сказано было Господом: «Поелику вы не исполнили верно слова Моего и не прославили Меня перед сынами Израилевыми, за то не вы введете народ сей в землю, которую Я дам им». В память этого гнева Божия источник тот назван был водою пререкания.

В сороковом году странствования израильтян, когда слово гнева Божия уже сбылось над Аароном и он умер на горе Ор, народ еще раз возроптал на Бога и Моисея. «Для чего ты вывел нас из Египта? – говорили они сему последнему. – Для того ли, чтобы погубить нас в пустыне? Вот у нас нет ни хлеба, ни воды, а эта тощая пища (манна) нам опротивела!» За это Бог послал на народ ядовитых змей, от уязвления которых померло большое число сынов Израилевых. Тогда пришли они к Моисею и говорят ему: «Согрешили мы, что возроптали на Господа и на тебя! Помолись Господу, чтобы он избавил нас от змей!» Моисей стал молиться за народ, и Господь сказал ему: «Сделай себе медную змею и выставь ее напоказ! Пусть всякий, укушенный змеею, только взглянет на нее – и будет жив!» Моисей сделал змею из меди и повесил её на крестообразном столбе; с тех пор всякий, укушенный змеею, прибегал к этому знамени и, взглянув на оное, оставался в живых.

30. Валам

Теперь начинается завоевание земли обетованной. Израильтяне разбили Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского; потом расположились лагерем у Иордана в земле Моавской. Царь Моавский, по имени Валак, испуганный нашествием израильтян, послал в Месопотамию за одним знаменитым прорицателем, которого звали Валаамом, и велел сказать ему: «Вот вышел народ из Египта и попрал собою всю мою землю! Приди и прокляни мне людей сих!» Но Бог сказал Валааму: «Не ходи и не проклинай этого народа, ибо он благословен». Валак же послал к Валааму новое посольство из знаменитейших князей своей земли и обещал ему большую награду, если тот исполнит его просьбу. На этот раз Валаам согласился, оседлал осла и отправился в путь.

Но на дороге явился Ангел Господень с обнаженным мечом в руках и ослицу Валаамову не пускал идти далее. Валаам, не видевший Ангела, рассердился на ослицу и начал бить ее. Она упала на колени, но Валаам стал бить ее еще сильнее. Тогда Господь отверз уста ослице, и она заговорила человеческим голосом: «Что я сделала тебе, что ты бьешь меня? Не служила ли я тебе от юности твоей идо сего дня? Неужели ты думаешь, что я делаю это по упрямству?» Тогда Бог открыл глаза Валааму, и он увидел Ангела, который так сказал ему: «За что ты бьешь осла своего? Я пришел воспрепятствовать тебе, потому что путь твой неприятен мне. Впрочем, иди с этими людьми, только смотри, говори лишь то, что я скажу тебе!»