Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

На другое утро Илий спрашивает Самуила: «Что же говорил с тобою Господь? Не скрывай от меня ничего!» Тогда Самуил должен был рассказать все слышанное им от Господа. Илий отвечал на это: «Он– Господь! Да сотворит, что Ему благоугодно!» Между тем, возвещенное наказание Божие не замедлило исполниться. Вскоре возгорелась война с филистимлянами. Израильтяне были побеждены и, не надеясь более собственными силами преодолеть врага, решились прибегнуть к помощи Божией, для чего принесли в стан свой ковчег завета. Но Бог, определивший отмщение Израилю, не прославил и святыни Своей перед народом. Девяностовосьмилетний старец Илий, отпустив ковчег на поле брани, сидел у дверей скинии, смотря с беспокойством на дорогу, откуда ожидал он с сердечным трепетом вести о судьбе кивота Божия. Вдруг является вестник с растерзанными ризами и с пеплом на главе, что было у израильтян знаком печали. «Что скажешь, дитя мое?» – спросил его Илий. «Израиль обращен в бегство неприятелями. Оба сына твои убиты. Кивот Божий взят в плен!» Услышав это, Илий упал от ужаса навзничь и разбился до смерти.

Между тем, филистимляне отнесли ковчег завета в Азот и поставили его в храм бога своего Дагона. Но на другое утро они нашли, что бог их лежит на полу перед кивотом Божиим. Они подняли его и поставили на место, но на следующее утро нашли только туловище бога своего, валявшееся на полу перед ковчегом, голова же его, ноги и руки были разбросаны по всему храму.

Тогда они взяли ковчег из храма и перенесли в Геф, но вместе с ковчегом в Гефе появилась смертоносная язва. Отсюда отправили было его в Аскалон, но жители оного, боясь подвергнуться таким же наказаниям, не хотели принять его к себе. Наконец филистимляне решились отпустить ковчег Божий из страны своей, и он чудесным образом прибыл снова в Израиль.

После сего поражения израильтяне оставались целых двадцать лет под игом филистимлян. Но наконец Господь умилосердился над народом Своим и снова даровал ему победу над врагами. Израильтяне опять возвратили все завоеванные у них города, и Самуил, чтобы увековечить эту победу, поставил на самой крайней границе страны Филистимской памятник, на котором написал: Авенезер, то есть камень помощи, сказав: «Доселе помог нам Господь!»

Самуил управлял израильтянами не только как судия, но и как пророк Божий. Он был строг и правосуден и пользовался великим уважением во всей стране своей.

36. Самуил и Саул

Когда Самуил состарился, то часть своей власти уступил двум сыновьям. Но они не походили на отца своего, ибо были пристрастны на суде и преданы лихоимству. Выведенные этим из терпения, израильтяне собрались в Раму, где жил Самуил, и объявили ему, что не хотят более управляться судиями, а желают иметь у себя царя. Самуилу это не понравилось, но Бог сказал ему: «Послушай голоса народного и поставь им царя!»

В это время у одного человека из колена Вениаминова, по имени Киса, пропали ослы, и он послал сына своего Саула с одним рабом искать их. Несколько дней сряду искали они ослов повсюду, но нигде не могли найти их, а когда были близ Рамы, то рабу тому пришло на мысль спросить пророка об этой потере. Саул согласился на это, и в то самое время, как он подходил к Самуилу спросить его о пропавших ослах, Бог открыл пророку Своему назначение Саула, сказав: «Вот тот человек, о котором Я сказал тебе, что будет царствовать над народом Моим!» Посему Самуил тут же сказал Саулу: «Не заботься теперь об ослах твоих, они нашлись! И кому больше счастия во Израиле, как не тебе и дому отца твоего?» Саул не понял настоящего смысла слов пророка, но на другой день Самуил, провожая его от себя, взял рог с маслом, вылил оный на голову Саула и, поцеловав его, сказал: «Не видишь ли, что Господь помазал тебя на царство во Израиле, и ты будешь царствовать над народом Божиим?» После сего Саул отправился домой, но никому не говорил о случившемся с ним, пока Самуил не провозгласил его царем перед всем народом. Это случилось скоро. Самуил созвал к себе израильтян и представил им нового царя. Саул был красив собою, высокого роста и благородной наружности. Весь народ принял его с радостными криками: «Да здравствует царь!»

Саул в скором времени показал себя достойным своего избрания. Так, освободив Галаад от владычества аммонитян, он приобрел себе благодарность целого народа. Но после, поразив амалекитян, он, вопреки повелению Божию, не истребил людей и скота их, а хотел принесть в жертву то, что Господь повелел истребить. Тогда предстал перед ним Самуил и сказал: «Неужели ты думаешь, что жертвы твои угоднее Господу, чем послушание твое гласу Господню? Знай, что послушание больше жертвы, а непокорность – такой же грех, как волхвование или идолопоклонство!» Однако же Саул не только не исправился, но сделался еще непокорнее, так что наконец от него совсем отступил Дух Божий.

37. Давид в пастушеском звании

Самуил долго оплакивал ожесточение Саула, пока не услышал наконец утешительного гласа от Господа, который говорил: «Доколе ты будешь плакать о Сауле? Налей в рог твой елея и пойди в Вифлеем к Иессею, ибо Я обрел Себе царя в одном из сыновей его». Самуил отправился в Вифлеем и вошел в дом Иессея, сына Овидова, внука той бедной аммонитянки, которая собирала оставшиеся колосья на поле Вооза. Учредив там жертвоприношение, Самуил пригласил Иессея с сыновьями, чтобы открыть между ними избранника Господня, которого он должен был помазать на царство. Иессей явился с семью сыновьями. С первого взгляда все они понравились Самуилу, но о каждом из них говорил ему голос Божий: «Не сего избрал Господь». Тогда Самуил спросил Иессея, все ли здесь сыновья его. «Еще есть один, самый меньший, – отвечал Иессей, – но он пасет стада в поле». Самуил велел позвать его. Он явился. Смуглое лицо юноши, его прекрасные глаза и кроткий взгляд поразили Самуила и по гласу Господню, который говорил ему: «Встань и помажь его!», он вынул свой рог и возлил елей на голову Давида перед глазами братьев его. С этой минуты Дух Божий почил на Давиде и не отступал от него более. От Саула же отступил Дух Господень, и стал мучить его дух лукавый, отчего Саул сделался вдруг мрачным и жестоким.

Приближенные Саула, видя его мрачность, посоветовали ему найти музыканта и певца, который успокаивал бы его своею игрою и пением; а как известно было, что Давид играл прекрасно на арфе и пел, то и послали за ним. Он же, между тем, по-прежнему пас стада отца своего. Давид был приведен ко двору и очень понравился царю, так что Саул принял его к себе на службу и сделал своим оруженосцем.

Однако же спустя некоторое время Давид снова возвратился к отцу своему в Вифлеем, а когда возгорелась война с филистимлянами, он оставался дома, между тем как братья его отправились с Саулом на поле брани. Раз во время этой войны Иессей послал Давида в лагерь осведомиться о братьях его. Пришедши туда, Давид видит: оба войска стоят в боевом порядке, а со стороны филистимлян выходит великан в страшном вооружении, который вызывал на поединок храбрейшего из израильтян. Он слышал также, что тому, кто победит Голиафа (так было имя этому великану), царь обещал отдать дочь свою в замужество и дом отца его освободить от всех податей. Давиду не столько хотелось награды, сколько прискорбно было видеть, что не находилось ни одного израильтянина, который имел бы столько упования на Бога, что осмелился бы на борьбу с филистимлянином. Посему он просил донести царю, что он берется поразить этого великана. Саул сначала не хотел дать согласия на такой неравный бой. «Ты еще отрок, – говорил он Давиду, – а этот великан – борец от юности своей». Давид отвечал на это: «Когда раб твой пас стада отца своего, ему не раз случалось вырывать изо рта льва или медведицы похищенную ими из стада овцу и, схватив за горло, умерщвлять их. Господь, избавлявший меня от льва и медведя, избавит и от руки сего филистимлянина!» Тогда Саул согласился на его просьбу и возложил на него свое собственное вооружение: надел ему шлем на голову и препоясал его мечом своим. Но Давид, походив несколько в сем вооружении, нашел его слишком тяжелым для себя, а потому снял с себя оное, не взял даже меча с собою, но в простом пастушеском одеянии, с одним только посохом и пращою, пошел навстречу к закованному в латы исполину. По дороге выбрал он себе в ручье пять гладких камней и тем заключил все свое вооружение.

Голиаф, увидя идущего к нему молодого пастуха, начал смеяться над ним: «Собака разве я, что ты идешь на меня с палкою и каменьями? Пойди сюда, я отдам плоть твою на съедение птицам небесным и зверям земным». Давид же отвечал: «Ты идешь на меня с мечом, копьем и щитом; я же иду на тебя во имя Господа Бога Израилева, воинство Которого ты бесчестил». И в то время, как филистимлянин выступил вперед, Давид поспешил ему навстречу и поразил его в лоб камнем из пращи своей так, что тот рухнул на землю. Тогда Давид, подскочив к нему, вытащил у него меч и его же собственным оружием отрубил ему голову.