Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

Между тем, уже три с половиною года небо оставалось заключенным и дождь не падал на землю. Тогда Господь сказал Илии: «Иди, явись к Ахаву, я дам дождь на землю!» Илия пошел. Едва только завидел его Ахав, как воскликнул: «Ты ли это, развратитель Израиля?» «Не я развращаю Израиль, – отвечал пророк, – но разве ты и дом отца твоего, потому что вы оставили Господа Бога нашего и пошли вслед Ваалу!» При сем Илия потребовал, чтобы Ахав собрал народ свой на гору Кармил и пригласил бы туда всех жрецов Вааловых и дубравных.

Ахав охотно исполнил желание Илии, надеясь предать его посрамлению перед лицом всего народа израильского. Собрались. Явился Илия и грозно воскликнул к народу: «Доколе вы будете хромать на обе ноги? Если Господь есть Бог, то идите вслед Его, а если Ваал – Бог, так ступайте к нему!» Но народ не отвечал на это ни слова. Тогда Илия сказал: «Я теперь один пророк Господень, пророков же Вааловых 450 человек и пророков дубравных 400. Пусть же нам дадут двух волов: одного пусть возьмут они и, разрезав на части, положат на дрова, огня же пусть не подкладывают под дрова! А я разделю на части другого вола, положу на дрова и также не подложу огня. Потом вы призовете имена богов ваших, а я призову имя Господа Бога моего! И который из богов ответит огнем, тот и есть Бог!» Весь народ отвечал: «Пусть будет так!»

Жрецы Вааловы первые убили вола и возложили его на алтарь. По обычаю своему, они начали плясать вокруг жертвенника и с утра до самого полдня взывали: «Ваал! Послушай нас!» Но не было ни гласа, ни послушания. Илия смеялся над ними, говоря: «Кричите громче! Ведь он – бог! Быть может, занят чем или что-нибудь делает, а может быть и спит!» Тогда они начали еще сильнее скакать и кричать изо всех сил; резали себя ножами и били мечами, так что кровь текла по телам их, но и за тем не было ни гласа, ни послушания.

Наконец, когда настало время вечерней жертвы, по закону служения в иерусалимском храме, Илия начал строить алтарь. Вокруг алтаря велел он вырыть ров и потом поливать водою дрова и жертву до тех пор, пока ров не наполнился водою. Затем начал так молиться Богу: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Иаковль! Послушай мене, Господи, послушай мене днесь огнем, и да уразумеют вси люди сии, яко Ты еси Господь Бог един Израилев и аз раб Твой и Тебе ради сотворих дела сия!» Вдруг ниспал огонь от Господа и, попалив жертву, истребил самые камни и воду во рву. Тогда весь народ пал лицом на землю и воскликнул: «Воистину Господь Бог Твой есть Бог!» Илия не дал убежать жрецам Вааловым, но тут же велел их всех схватить и умертвить. Затем пророк стал просить Бога о дожде. Семь раз высылал он своего слугу посмотреть, не показываются ли с моря дождевые облака; и каждый раз, получая отрицательный ответ, принимался снова молиться Богу. Наконец, когда слуга, возвратившись в седьмой раз, сказал, что заметил маленькое облачко, поднимавшееся в виде ступни человеческой от моря, Илия велел тотчас же сказать Ахаву, чтобы он спешил домой, иначе его застанет дождь на дороге. И действительно, в несколько минут небо покрылось тучами и полился дождь ручьями. Но Ахав не вразумился этими чудесами и умер в нечестии.

Охозия, сын Ахавов, сделался болен и послал спросить филистимского бога Ваала, выздоровеет ли он от болезни своей. Но навстречу посланным является Илия и говорит: «Разве нет Бога во Израиле, что вы идете в Аккарон вопрошать Ваала? За это – так говорит Господь – ты не сойдешь с одра, на котором лежишь, но умрешь на нем!» Посланные воротились назад и рассказали царю: «Нам встретился человек, весь в волосах, подпоясанный ремнем, и сказал: воротитесь к царю, пославшему вас, и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога во Израиле, что вы идете вопрошать Ваала? За это ты умрешь на одре своем!» Царь тотчас догадался, что это был Илия, и послал отряд воинов схватить его и привести к нему. Но когда посланный начальник отряда пришел к горе, на которой находился Илия, и сказал пророку: «Человек Божий! Именем царя приказываю тебе сойти вниз!», Илия отвечал: «Если я человек Божий, то да спадет огонь с неба и поест тебя и пятьдесят воинов твоих!» И в ту же минуту ниспал огонь с неба и истребил всех воинов. Царь послал другой отряд, но с ним случилось то же самое. Наконец пришел третий пятидесятник с воинами, но этот смирился перед пророком Божиим и, преклонив колена, так умолял Илию: «Человек Божий! Пощади душу мою и души сих пятидесяти рабов Твоих! Да не сойдет и на нас огонь с небеси, как на двух первых пятидесятников!» На этот раз Илия, по внушению Ангела Божия, сошел вниз и явился к царю. Однако же речь его не была утешительна. «Так глаголет Господь, – сказал он больному, – зачем ты посылал послов вопрошать Ваала, скверного бога аккаронского, как будто не было Бога во Израиле, Которого можно было бы вопросить? За это не восстанешь ты от одра твоего, на котором лежишь, но умрешь на нем!» Так и случилось: Охозия умер, не оставив по себе и наследников.

46. Елисей

Елисей, бывший свидетелем того, как Бог взял Илию на огненной колеснице на небо, сделался преемником и наследником духа и силы Илии. Руками и словом этого пророка было совершено множество чудес. Так, в Вефиле, где совершено нечестивое поклонение золотому тельцу, мальчишки смеялись над Елисеем, крича вслед ему: «Плешивый! Плешивый! Пойди сюда!» Пророк Божий, разгневанный этими нечестивыми отродьями идолопоклонников, обратился и проклял их именем Господа. Тогда вышли из ближайшего леса две медведицы и растерзали сорок мальчишек.

В другом месте, где была школа пророков, одна пророческая вдова явилась с жалобою к Елисею: «Муж мой, – говорила она, – умер, теперь заимодавец хочет взять обоих сыновей моих к себе в рабы». Елисей спросил ее: «Скажи мне, что еще есть у тебя в доме?» Она отвечала: «У рабы твоей нет ничего, кроме малого количества масла, чтобы помазать голову». «Пойди же, – сказал пророк, – попроси себе у соседей твоих сосудов, как можно больше. Потом войди в дом твой с сыновьями твоими, запри за собою двери и вливай масло твое во все сосуды сии, пока не будут они полны». Она пошла и сделала так, как повелел ей пророк. И когда наполнились все сосуды, она сказала сыновьям своим: «Подайте мне еще сосуд!» Но они отвечали: «Больше нет!» Тогда только перестало литься масло из ее сосуда. Пророк же Божий сказал ей: «Поди, продай это масло и заплати долг твой; остальное же будет служить тебе с сыновьями твоими на пропитание».

Случилось, что полководец Сирийского царя Неэман заболел проказою. У жены его была в услужении одна израильтянка, которая взята была к плен при нападении сириян на страну израильскую. Раз эта девушка сказала: «Вот если бы господин мой побывал у пророка Божия, что в Самарии, он очистил бы его от проказы!» Тогда Неэман отправился с богатыми подарками в Самарию на конях и колесницах и предстал перед дверьми дома Елисеева. Елисей велел ему сказать: «Поди, окунись семь раз в Иордане!» Неэман, рассердившись на это, отвечал: «Я думал, что он выйдет ко мне, станет надо мною и, призвав имя Бога своего, возложит руки на больные места и очистит проказу. Разве река в Дамаске хуже Иордана и всех вод израильских? Не все ли мне равно искупаться в них и очиститься!» Но слуги стали убеждать его послушаться слов Елисея. «Если бы пророк, – говорили они, – потребовал от тебя чего-либо большего, неужели ты не сделал бы того? Но вот он говорит тебе: вымойся, и чист будешь!»

Неэман сошел к Иордану, погрузился семь раз в водах его – и тело его сделалось также чисто, как у здорового дитяти. Тогда он воротился назад, чтобы поблагодарить пророка. Он предложил ему подарки и сказал: «Теперь вижу, что нет иного Бога по всей земле, кроме Бога Израилева! Прими же благодарность от раба твоего!» Но Елисей отвечал: «Жив Господь, Которому я служу! Не приму от тебя ничего, иди с миром!»

Но слуга Елисеев, Гиэзий, возгорелся желанием обладать тем золотом, серебром и теми богатыми платьями, от которых отказался его господин. Ослепленный этою страстью, он догнал Неэмана и сказал ему: «Господин мой послал меня сказать тебе, что к нему сейчас только пришли два бедных пророка, он просит тебя дать им талант серебра и две перемены одежд». Неэман отвечал: «Возьми себе два таланта!», и насыпал ему серебро в мешки, дал две перемены одежд и велел слугам своим нести все это за ним. Пришедши домой, Гиэзий спрятал взятое от Неэмана и явился к Елисею. Пророк Божий спросил его: «Откуда ты, Гиэзий?» Гиэзий отвечал, что он никуда не выходил. Но Елисей отвечал: «И ты думаешь, что не ходил дух мой с тобою и что я не видал, как муж тот сошел тебе навстречу с колесницы своей? Ты взял от него серебро и думал себе купить на эти деньги виноградник, и стада, и слуг! Да пристанет же к тебе и проказа Неэманова!» И Гиэзий вышел от него, покрытый проказою, как снегом.

Раз была война между Израильским царем и сириянами, и пророк Елисей открывал царю все, что ни происходило в лагере неприятельском. Царь Сирийский, узнав, что все его планы открывает Елисей, послал войско осадить город Дафаим, где находился пророк, и велел взять его в плен. Сирияне подошли ночью к городу и обложили его со всех сторон. Раб Елисеев, встав рано утром, с ужасом увидел вокруг города целое войско неприятельское с конями и колесницами и, прибежав к пророку, с отчаянием восклицал: «Ах, господин, что нам делать?» Но, Елисей, чтобы успокоить его, помолился Господу, сказав: «Господи! Открой глаза рабу сему, да видит он!» Тогда Господь открыл рабу глаза, и он увидел, что вся гора была усеяна конницею и колесница огненная стояла подле Елисея.

47. Ассирийское пленение

Царство Израильское, совершенно развращенное нечестиями Ахава и Иезавели, было окончательно отвергнуто Богом. На престоле этого царства являлись цари один порочнее другого. Кратко было царствование каждого из них и, большею частью, насилие низводило их с престола. На землю Израильскую напали сирияне и опустошили всю страну, но народ и в этом не уразумел перста Господня. Голос пророков делался все строже, угрозы их страшнее, а израильтяне все глубже и глубже впадали в идолопоклонство и разврат. Наконец, пришли ассирияне, племя могущественное и воинственное, – покорили всю страну и обложили ее данью. Царь Осия присягнул в верности царю Ассирийскому, но скоро изменил. Тогда ассирияне сделали нашествие на израильтян и, как губительная саранча, опустошили всю землю их, разрушили Самарию и вывели десять колен Израилевых из земли обетованной в Армению и в другие отдаленные страны. Только самая малая часть народа Израильского могла остаться на своей земле. На место же отведенных пленников Салманассар поселил в опустошенной стране сириян, месопотамлян и других язычников и приставил к ним жреца, чтобы он учил их, как должно бояться Бога. Таким образом окончилось царство десяти колен. Из смешения же переселенных язычников с оставшимися израильтянами образовался народ самарийский.