Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

Таким образом, они снова отправились назад и пришли в Назарет, где и остались жить.

5. Иисус в отроческом возрасте

О первых летах жизни Иисуса Христа очень мало открыто нам в Священном Писании. Его детство до двенадцатилетнего возраста описано в кратких словах: «Младенец Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростью, и благодать Божия была на Нем». Мы знаем только, что Отрок Иисус любил заниматься словом Божиим и не только читал оное Сам, но беседовал о нем и с другими. Это можно видеть особенно из того, что повествует об отрочестве Иисуса Христа евангелист Лука.

Каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. По случаю этого же праздника пришли туда с Иисусом, когда Ему было двенадцать лет от роду. По окончании праздничных дней, возвращаясь домой, они не заметили, что Отрок остался в Иерусалиме, но полагали, что Он идет с другими путешественниками. Однако же, прошедши целый день, наконец они стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не нашедши, пошли за Ним назад в Иерусалим. Здесь они искали Его три дня, наконец нашли Его в храме сидящим среди учителей, которых Он слушал и вопрошал. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. Увидев Иисуса, Мария подошла к Нему и сказала: «Сын! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Но Он отвечал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Этими словами выражалось, что Он для того родился на земле, чтобы жить и действовать по воле Отца Своего Небесного. Но они не поняли слов, которые Он сказал им. После сего Божественный Отрок пошел с ними в Назарет и был в повиновении у них, преуспевая в премудрости и возрастая в любви у Бога и человеков.

6. Крещение Иисуса Христа от Иоанна и искушение от диавола

Иоанн, Предтеча Христов, вел жизнь самую строгую, постническую и уединенную. Одежда его была из верблюжьего волоса, в пищу он употреблял саранчу и дикий мед, жилищем его была пустыня. Когда Бог повелел ему явиться народу израильскому проповедником покаяния, Иоанн пошел на берег Иордана и по всем окрестностям его стал взывать к народу: «Покайтесь! Приблизилось Царствие Небесное». Тогда стали выходить к нему люди из Иерусалима и из окрестностей Иордана и крестились от него, исповедуя грехи свои. Многие думали, что он, может быть, и есть Мессия, но Иоанн говорил им: «Я крещу вас водою для покаяния, Идущий же за мною крепче меня; я недостоин Ему и сапоги понести. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

В это время вступал Иисус в тридцатый год земной Своей жизни. Вот и Он приходит из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы креститься от него. Иоанн сперва отказывался, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне!» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь, ибо так надлежит нам исполнять всякую правду». Тогда Иоанн повиновался.

Когда совершилось крещение и Иисус вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него; вместе с тем слышен был и глас с небес, который говорил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем все Мое благоволение».

Потом Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола, где и пробыл сорок дней, не вкушая ничего. Но по истечении сорока дней Он взалкал, тогда приступил к Нему искуситель и сказал: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами». Иисус же отвечал: «Есть в писании: не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом диавол берет Его в Святой град и, поставив на кровле храма, говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз! Ибо в писании сказано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Но Иисус сказал ему: «Писание также говорит: не искушай Господа Бога твоего!» После сего возвел Его диавол на одну высокую гору и, показав Ему оттуда вдруг все царства мира и славу их, сказал: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне!» Но Иисус говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ибо в писании сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Тому Единому служи!» Тогда диавол, испытав над Ним все способы искушения, отступил от Него, и тут же приступили к Нему Ангелы и стали служить Ему.

7. Призвание Апостолов. Чудо на браке в Кане

В один день Иоанн Креститель стоял у Иордана и двое из учеников его с ним. Увидев идущего Иисуса, он сказал им: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» Услышав эти слова, оба ученика его пошли за Иисусом. Иисус же, обратясь к ним, сказал: «Чего вы ищете?» Они отвечали: «Учитель! Где живешь Ты?» Он говорит им: «Придите и посмотрите». Они пошли с Ним и пробыли у Него целый тот день. Это были Андрей и Иоанн. Андрей вскоре находит брата своего Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию!», и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал ему: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа (или Петр, что значит камень)». На другой день Иисус находит Филиппа и говорит ему: «Иди за Мною!» Филипп встречает Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил отвечал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп же говорит ему: «Приди и посмотри!» Иисус, увидев идущего к Себе Нафанаила, говорит о нем: «Вот прямо израильтянин, в котором нет лукавства!» Нафанаил говорит Ему: «Почему Ты меня знаешь?» Иисус же сказал ему в ответ: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, Я видел тебя, как ты был под смоковницею». Тогда Нафанаил воскликнул: «Учитель! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» Иисус же сказал ему: «Ты веруешь потому, что Я тебе сказал, как видел тебя под смоковницею; увидишь более сего».

Спустя три дня после этого был брак в Кане Галилейской, на котором была Матерь Иисуса. Был также зван на брак и Сам Иисус, и ученики Его. Во время брачного пира у хозяев не достало вина, и когда Мария сказала о том Сыну Своему, то Он отвечал: «Еще не пришел час Мой». Мария же сказала служителям: «Что Он повелит вам, то и сделайте». Тут стояли шесть каменных сосудов, вмещавших ведра по два или по три воды. Вот Иисус и говорит слугам: «Наполните водоносы водою». И они наполнили их до верха. «Теперь почерпните и поднесите распорядителю пира». И сделали так. Распорядитель пира, отведав поднесенное ему, нашел, что то было самое лучшее вино, а потому, подозвав к себе жениха, сказал ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, и когда уже довольно пили, тогда – худшее, а ты хорошее вино берег доселе». Это было первое чудо, которое сотворил Иисус перед народом и в котором Он явил славу Свою. Тогда уверовали в Него ученики Его.

8. Изгнание торгующих из храма и беседы с Никодимом

Перед наступлением Пасхи Иисус Христос пошел в Иерусалим. Здесь, войдя во храм, Он нашел, что в нем происходит настоящий торг. Тогда, сделав бич из веревок, Он начал выгонять овец и волов, а вместе с ними и продавцов; рассыпал деньги меновщиков и столы их опрокинул, говоря при этом: «В писании сказано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли!» Но иудеи, вступив с Ним в спор, стали говорить: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» На это отвечал им Иисус: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иисус Христос говорил о храме тела Своего, а они думали о храме иерусалимском и еще сильнее стали спорить с Ним.