Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

После сего события Иисус оставался несколько времени в уединении в городе Ефраиме, близ пустыни. Но за шесть дней до Пасхи снова пришел в Вифанию, где приготовили Ему ужин в доме одного Симона. Марфа и на этом вечере служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним; Мария же, взяв фунт чистого драгоценного нардового мира, помазала ноги Иисуса и отерла их волосами своими, и от мира дом исполнился благоухания. При этом один из учеников, Иуда Симонов Искариот, сказал: «Почему бы это миро не продать за триста динариев и не раздать их нищим?» Он говорил так не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был тать и носил ящик, в который опускали деньги. Иисус же сказал: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала надо Мною. Нищие всегда с вами, и когда ни захотите, можете им благотворить, а Меня не всегда имеете с собою. Она сделала, что могла. Возливши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано сие Евангелие, в целом мире скажется в память ее и о том, что она сделала».

22. Вход Иисуса Христа в Иерусалим

На другой день Иисус отправился из Вифании в Иерусалим. Дорога туда вела мимо одного местечка, называемого Вифагия. Приближаясь к сему месту, Он послал туда двух учеников Своих и дал им следующее приказание: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдете там ослицу привязанную, а с нею осленка; отвязав, приведите их ко Мне. А если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу, и тотчас отпустит их». Все же это было наперед предсказано пророком, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроток, сидя на осле и жеребенке, рожденном от подъяремной». Ученики пошли и сделали так, как повелел им Иисус; привели ослицу и осленка, покрыли их одеждами своими, и Он сел на них. Между тем, многие из народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус едет в Иерусалим, вышли Ему навстречу, и одни постилали одежды свои по пути, другие резали ветви с дерев и бросали их на дорогу, иные же, взявши в руки пальмовые ветви, восклицали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Царь Израилев!» Тоже восклицали предшествовавшие и сопровождавшие Его, говоря: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, Грядый во Имя Господне! Осанна в вышних!» Приблизившись к Иерусалиму, Иисус взглянул на этот город и, заплакав, сказал: «О если бы ты, хотя в сей день твой, узнал то, что служит к твоему спасению! Но это сокрыто от очей твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, окружат тебя, стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя до основания, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не разумел времени посещения твоего». Вступив в Иерусалим, Иисус тотчас же пошел в храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, говоря им: «В писании сказано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Первосвященники же и книжники, видя это и слыша отроков, восклицавших в храме: «Осанна Сыну Давидову!», вознегодовали и сказали Ему: «Слышишь ли, что они говорят?» Но Иисус отвечал: «А разве вы никогда не читали: в устах юных и грудных младенцев Ты устрояешь хвалу!» И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. На другой день, возвращаясь поутру в город, Он взалкал. И увидев близ дороги смоковницу, покрытую листьями, подошел к ней, но, ничего не нашедши на ней, кроме листьев (ибо еще не время было быть смоквам), сказал ей: «Отныне никто да не вкушает от тебя плода вовек!» И смоковница тотчас высохла до корня. Эта смоковница была верным образом народа иудейского, который в своем ожесточении не хотел приносить плодов, и за то проклятие тяготеет над ним и доныне!

23. О виноградарях и брачном пире царя

Находясь в Иерусалиме в последний раз перед Своими страданиями, Иисус Христос предложил народу следующие две притчи: «Один хозяин, – говорил Он, – насадил виноград, обнес его оградою, устроил в нем точило, поставил горницу и, отдав его виноградарям, сам отлучился. Когда же приблизилось время собирания плодов, он послал слуг своих к виноградарям взять плоды. Но виноградари, схватив слуг его, одного прибили, другого убили, а иного побили камнями. Потом он послал других слуг, в числе большем прежнего, но и с ними поступлено было также. Напоследок посылает он к ним сына своего, говоря: устыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает с теми виноградарями?» Ему отвечают: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в свое время». Тогда Иисус говорит им: «Так сказываю вам, что отнимется у вас Царствие Божие и дастся народу, приносящему плоды его».

Потом сказал Он им следующую притчу: «Царствие Небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать гостей на брак. Но званые не захотели прийти. Потом он послал других рабов, говоря: "Скажите званым: обед я приготовил, тельцы мои и что я откормил – заколото, все готово, приходите на брачный пир царя". Но они пренебрегли и этим приглашением и пошли, кто на поле свое, кто к своей торговле. Иные же, схватив рабов его, наругались над ними и убили их. Услышав об этом, царь тот разгневался и, послав войска свои, истребил оных убийц и город их сжег. Потом говорит рабам своим: "Брачный пир готов, а званые оказались недостойными. Пойдите же вы на перекрестки дорог и всех, кого найдете, зовите на брак". Рабы вышли на дороги, собрали всех злых и добрых, и пир наполнился возлежащими. Вошедши посмотреть на возлежащих, царь увидел между ними человека, одетого не в брачную одежду, и сказал ему: "Друг мой! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Он молчал. Тогда царь сказал слугам: "Возьмите его и выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов". Ибо много званных, но мало избранных».

24. Речи Господа Иисуса о событиях, имеющих случиться после вознесения Его на небо и перед вторым пришествием Его

Когда Иисус вышел из храма, то подошли к Нему ученики Его и, указывая на здание храма, стали удивляться его величию и красоте. Но Иисус сказал им: «Видите ли это? Истинно говорю вам: все сие будет разрушено, так что не останется камня на камне. Когда увидите Иерусалим, окруженный войсками, знайте, что приблизилось его запустение. В то время кто будет в Иудее, беги в горы, кто в городе, выходи вон, а кто в окрестностях, не входи в него; потому что это будут дни отмщения, да исполнится все сказанное в писании. Горе же беременным и имеющим грудных младенцев в те дни! Ибо будет бедствие великое на земле и гнев на народ сей. И падут от острия меча и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников».

После, когда Он сидел на Масличной горе в виду храма, к Нему снова приступили Петр, Иаков, Иоанн и Андрей и наедине спрашивали Его: «Скажи нам, когда это будет и какое знамение Твоего пришествия и кончины века?» Иисус сказал им в ответ: «Многие придут под именем Моим, говоря: я Христос! И многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах, восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, и моры, и землетрясения по местам. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас. И проповедано будет Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец. Тогда будет скорбь великая, какой не бывало от начала мира до ныне и не будет. Тогда, ежели кто вам скажет: вот здесь Христос или там, – не верьте. Ибо как молния исходит от востока и блистает до запада, так будет и пришествие Сына Человеческого. Но вскоре после скорби тех дней солнце померкнет и луна не даст света своего, а звезды спадут с небес и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небесах, но тогда восплачут все племена земные и узрят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И Он пошлет Ангелов Своих с громким трубным гласом, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края до края небес. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой един. Итак, бдите, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет».

«Тогда подобно будет Царствие Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу Жениху. Но пять из них были мудры, а другие пять глупы. Глупые, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же взяли масло в сосудах со светильниками своими. И так как Жених замедлил, то все задремали и уснули. Но вот в полночь раздался крик: "Се, Жених грядет, выходите навстречу Ему!" Тогда встали все девы те и приготовили светильники свои. Глупые же сказали умным: "Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут". Но мудрые отвечали им: "Смотрите, чтобы не случилось недостатка у нас и у вас; пойдите лучше к продающим и купите себе". Когда же они пошли покупать, пришел Жених; готовые вошли с Ним на брак, и двери затворились. Через некоторое время приходят прочие девы и говорят: "Господи! Господи! Отвори нам". Он же сказал им в ответ: "Истинно говорю вам, не знаю вас". Итак, бдите, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

«Также точно один человек, отправляясь в дальний путь, призвал рабов своих и поручил им имение свое, одному дав пять талантов, другому два, третьему один, каждому по его силе, и затем отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Также и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел, закопал его в землю и скрыл серебро своего господина. По прошествии долгого времени возвращается господин рабов тех и требует от них отчета. Является получивший пять талантов и говорит: "Господин! Ты дал мне пять талантов, вот я приобрел ими другие пять". На это господин сказал ему: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом был ты верен, над многим поставлю тебя, войди в радость твоего господина". Потом приступил другой и представил господину два таланта, приобретенные им на полученные два; господин сказал и ему то же, что и первому. Наконец, подошел третий и говорит: "Господин! Я знал, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не расточал. Посему, боясь тебя, я пошел и скрыл талант свой в землю, вот тебе твое!" Но господин сказал ему в ответ: "Раб ленивый и лукавый! Если ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не расточал, то надлежало тебе отдать серебро мое купцам, тогда я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и отдайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего возьмется и то, что имеет. А непотребного раба бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов"».

«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей, – продолжал Иисус Христос, – тогда соберутся перед Ним все народы, и Он отделит их друг от друга, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую руку, а козлов полевую. Потом скажет Царь стоящим по правую руку Его: "Придите, благословенные Отца Моего! Наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я алкал – и вы дали Мне есть, жаждал – и вы напоили Меня, был странником – и вы приняли Меня, был наг – и вы одели Меня, болен был – и вы посетили Меня, в темнице был – и вы пришли ко Мне". Тогда праведники, ответствуя Ему, скажут: "Господи, когда мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим и напоили? Когда видели Тебя странником и приняли? Или нагим и одели? Когда также видели Тебя больным или в темнице и посетили Тебя?" Но Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то Мне сделали". Потом скажет Он стоящим полевую руку: "Пойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его! Ибо взалкал Я – и вы не дали Мне есть, жаждал – и вы не напоили Меня, был странником – и не приняли Меня, был наг – и не одели Меня, болен и в темнице – и не посетили Меня". Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя таким и не послужили Тебе?" Но Он ответит им: "Истинно говорю вам, так как не сделали вы этого одному из сих меньших, то не сделали и Мне". И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

25. Умовение ног и тайная вечеря

В последние дни перед страданиями Своими Иисус Христос днем учил народ во храме, а ночь проводил в Вифании. Наконец настал день, в который, по закону Моисееву, должно было заклать Пасхального агнца, и ученики Иисуса приступили к Нему с вопросом: «Где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе пасху?» Тогда Он сказал им: «Пойдите в город, там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним. И куда Он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой Ему есть бы пасху с Его учениками? И он вам покажет горницу большую и убранную: в ней и приготовьте нам пасху». Ученики пошли и, пришедши в город, нашли все так, как сказал им Иисус, и приготовили пасху. Когда же наступил вечер, Иисус и Сам отправился с учениками в Иерусалим.