Pitanov V.Y.

Учение очень «затягивает», при этом у его последователей очень редко возникают вопросы о характере тех сверхъестественных явлений, с которыми они сталкиваются. Изначально существует некая уверенность в собственной непогрешимости, поэтому любая критика воспринимается как мракобесие и попытка темных сил увести с «пути света». «Конечно, невежество есть союзник сил темных» (Живая этика. Сердце.518). Под невежеством понимается отказ от учения.

Критический ум мог бы легко понять, что то обилие информации о тонких энергиях и механизмах их работы вряд ли заслужено последователем учения и, что он, в принципе, не сумеет использовать эти знания во благо, так как не обладает для этого ни моральными, ни духовными качествами и силами, ведь учение агни-йоги не способствует их развитию. Но критический подход по мере углубления в живую этику исчезает, ведь, как мы помним, любые сомнения запрещены. Гордыня не дает возможности себе признаться, что ты не достоин никаких «божественных» откровений, равно как не достоин владеть сверхъестественными силами.

Если на начальных этапах неофит чаще всего любопытствует, то на последних он может стать, если выполнит все условия, изложенные в учении, мощным магом, хотя называть себя будет агни-йогом и если вы назовете его магом, страшно обидится.

Учение говорит много правильных слов, и логически доказать его несостоятельность можно только после очень глубокого его изучения, стремления к чему у людей, дошедших до этого этапа, в большинстве случаев не бывает. Присутствует обилие красивых и возвышенных фраз, но последователи забывают о том, что судить нужно не по словам, а по делам. Ну, а каковы дела?

Сущность любого религиозного учения состоит в преобразовании духовного облика человека. Естественно, в зависимости от того, насколько этот процесс эффективен, настолько действенно и верно учение. Первые же годы существования христианства явили пример высочайшего мужества, самопожертвования и святости. Наблюдается ли подобное среди последователей учения? Нет! Даже имена крупных лидеров фактически можно пересчитать по пальцам, несмотря на то, что учение существует более полувека, что странно, если учесть, что в живой этике агни-йог приравнивается к Богочеловеку. Но на примере жития тех, кого агни-йога хотя бы формально признает великими учителями – Иисуса Христа или Будды – мы видим прямо противоположное. Может быть, сами Рерихи явили пример святого служения? Кем они были? Общественными деятелями, людьми искусства, имевшими очень хорошее светское образование, широкие связи в сфере политики, выступали с крупными культурными и политическими инициативами, но святыми они не были. Ибо святость не сопоставима ни с искусством, ни с политикой, ни с общественной деятельностью.

В учении много говорится о единении и постоянно порицаются все мировые религии за то, что якобы они несут в себе разъединение. Вместе с тем, западные теософы до сих пор не признают учение агни-йоги. В России последователи учения разбиты на враждующие группировки со своими лидерами, наиболее известны из этих лидеров Сидоров, стоящий во главе организации «Мир через культуру», и Шапошникова, возглавляющая «Международный Центр Рерихов».

Возможно, учение, которое было дано через Рерихов, имеет те же основы, что и другие религии, как оно само и утверждает? Нет! То, что оно не имеет ничего общего с христианством, по крайней мере, с православным, вы, я надеюсь, уже убедились, прочитав данную работу. Рериховцы могут сослаться на буддизм390 или индуизм. Но буддизм, например, признает раскаяние и творение милостыни, чего нет в учении агни-йоге. Я уже не говорю о том, что толкование буддийской символики Рерихами значительно отличается от толкования самих буддистов, что нетрудно проверить, если познакомиться с классикой буддийской литературы. Возможно, в основе учения агни-йоги лежит индуизм? Нет! В индуизме «махатма» – это человек, достигший высочайшего духовного развития. В то время как в учении агни-йоги махатмы оказываются, скорее, политиками и магами, что полностью противоречит представлениям индусов. Часто Е.И. Рерих ссылалась на авторитет Шри Рамакришны, одного из индийских учителей. Но Шри Рамакришна, пройдя стопами разных учений, не создал нового учения. Он считал, что индус должен оставаться индусом, буддист – буддистом, христианин – христианином. В то время как агни-йога пытается все эти системы подменить собой.

Несколько слов скажем о последователях учения. Часто это люди интеллектуального склада ума, многие имеют высшее техническое образование. О них можно сказать: живой ум и холодное сердце. Через интеллект они пытаются познать Бога, хотя встречается немало истинно «верующих», которые просто заблуждаются в характере учения, к которому они примкнули.

Последователей рериховского движения условно можно разбить на несколько направлений.

Входящих в первую группу можно назвать академистами – исследователями. Это люди, которые занимаются «рериховедением»: исследуют творчество Н.К. Рериха и его общественную деятельность. В общем, эти люди близки к академической науке в ее классическом понимании. Часто они работают поодиночке или объединяются в очень маленькие группы, которые почти не известны за пределами их круга.

Второе направление – активные пропагандисты. К этой группе относятся те, кто не столько углубляется в идеи, возвещенные Рерихами, сколько пытается их активно распространять. Они устраивают выставки картин или репродукций картин Н.К.Рериха, проводят семинары, симпозиумы, читают лекции в учебных заведениях, издают книги Рерихов и учения агни-йоги, открывают музеи, посвященные Рерихам. Они проявляют себя через общественные организации, которые имеют очень широкий спектр: от маленьких, до настоящих гигантов с широкими связями, как внутри страны, так и за рубежом.

Третья группа, на мой взгляд, является гораздо опаснее двух предыдущих - это мистики-контактеры. Это люди, получившие определенную информацию в результате контактов с бесами, которую они выдают, в большинстве случаев, за послания «великого учителя», давшего учение агни-йоги. Среди них очень много людей с явными признаками одержимости. Чаще всего они свято верят в свою миссию спасения мира от зла, при этом собираются спасать всю Землю, нисколько не сомневаясь в своем избранничестве. Попытки их образумить воспринимаются ими как козни сатаны, пытающегося помешать их миссии. Они сеют вокруг себя психическую нестабильность, часто создают собственные организации, активно печатают и распространяют сборники тех посланий «свыше», которые получают.

Четвертый тип наиболее опасен: маги-манипуляторы. Эти люди почти никогда не появляются на поверхности. Они – серые кардиналы, стоящие в тени. Но именно они создают самые мощные общественные организации. Это люди, которые обладают способностью воздействовать магически на ход событий и направлять их в то русло, которое они считают правильным. Бороться с ними ни одна общественная организация не может, это уже дело Бога.

В принципе, все рериховские организации независимы друг от друга. Реально в нашей стране существует несколько блоков рериховских организаций, основное отличие которых заключается в признании или непризнании того или иного лидера рериховского движения. Если внутри самих блоков организации более или менее ладят, то между блоками идет негласная война.