Pitanov V.Y.

365 Елена Рерих была больным человеком. Она страдала эпилепсией. И эта болезнь не могла не отражаться на ее «духовном» творчестве. Эпилептикам свойственны: скрытность, провалы в памяти после припадков, истеричность, экзальтированность, подозрительность, злопамятность, часто они воспринимают мир в черном цвете. Утверждения такого рода, как: «Рука может лишь от плеча двинуться, так сознание от мозга. Надо взорвать мозг, тогда сознание отбросится вперед, как из пушки. Учение летит на крыльях событий» (Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. С.700) здоровым человеком, по нашему убеждению, написаны быть не могут.

366 Цит.: Иерей Владимир Елисеев. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., Даниловский благовестник. 1995. С.35.

367 Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.233.

368 «Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен…». (Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.52). Интересно, кто лжет - Елена Рерих или ее ученица?

369 Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. С.61.

370 Там же. С.192.

371 Там же. С. 102.

372 Психизм и медиумизм – согласно учению агни-йоги, некотролируемый контакт с низшими сферами тонкого (астрального) мира, при котором существа, населяющие этот мир, порабощают волю контактера.

373 Живая этика. Мир огненный. Ч.3.365.

374 Живая этика. Беспредельность.106.

375 Письма Махатм. Самара. 1993. С.8.

376 Живая этика. Община.24.

377 Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.55.

378 Там же. С.41.

379 Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.224.

380 Там же. С.227.

381 Симеон Новый Богослов. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.464.

382 См.: Митрополит Антоний (Храповицкий). Пастырское Богословие.

383 См.: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь.

384 См.: Там же.

385 Епископ Варнава (Беляев) Православие. Электросталь. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.1993. С.115.

386 Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.1. (Письмо от 02.06.34). Минск. Лотаць. 1999. С.237.

387 Прп. Авва Исайя. Добротолюбие. Т.1 Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.С.299.

388 Свв. Варсануфий и Иоанн. Добротолюбие. Т.2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.596.

389 Письма Елены Рерих. Кишинев. Лист. 1995. С.670.

390 Имеет ли учение агни-йоги какое-нибудь отношение к традиционному буддизму? Скорее всего, никакого. Во-первых, в агни-йоге постоянно говорится о «незримом (тонком) учителе», в буддизме же учитель должен быть живым человеком. Во-вторых, учитель в буддизме должен принадлежать «живой традиции», т.е. сам, в свою очередь, должен иметь учителя. Судя по всему, у Рерихов не было таких учителей. В-третьих, в буддизме статус учителя могут подтвердить другие представители этой же традиции. Далее, в буддизме огромное значение имеют практики медитации, которые отвергаются агни-йогой. При этом под медитацией Е.Рерих понимает развитие мышления и четкости мысли (Письмо Е.Рерих от 08.11.34), в буддизме же речь идет о постижении «пустоты», освобождении от мыслей. В агни-йоге отсутствует аналог такого важного учения, как учение о бодхичитте. Бодхичитта – это осознание «пустоты» как всеобъемлющей истинной природы реальности, а также это «реальное проявление» любящей доброты и сострадания ко всем существам. Отношение к миру в агни-йоге и буддизме совершенно различно. Агни-йога учит о «духовном эволюционизме». Индивидуальность эволюционно восходит от одного «духовного» уровня к другому, продвигаясь по бесконечной цепи «космической» иерархии. В буддизме этот мир есть средоточие пожара страстей и несправедливости, и человек должен спасаться и бежать из него, он не должен к нему привязываться.

Ссылки на буддийские источники и авторитеты в агни-йоге очень ограничены, главным образом они связаны с Гаутамой Буддой. На многих других авторитетнейших учителей ссылок в учении почти или полностью нет: Нагарджуна, Падмасамбхава, Миларепа, Атиша, Цонкапа и др. Помимо того многие важнейшие буддийские идеи и принципы, в том числе из махаяны, махамудры, крайне мало или почти не освещены, и их потенциал не используется в учении. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что учение агни-йоги и сами Рерихи никакого отношения к традиционному буддизму не имели.

391 Напутствие Вождю. Л., 1990. 145.