Pitanov V.Y.

Христианское мировоззрение основано на вере в то, что Господь Иисус Христос явил через Себя всю полноту истины, Он Сам есть Истина: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня» (Ин.14:6): «…сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15).

Христиане не нуждаются в «дополнительных откровениях» и не ищут их, ибо Священное Писание возвестило все необходимое для спасения. Не к поиску новых откровений, а к тому, чтобы хранить в чистоте и неизменности уже данное, призывает христиан апостол Павел: «…храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим.6:20).

Что же такое догматы в православном вероучении и почему они так важны для духовной жизни? «Догматы – богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве (деятельность Бога в творении, Промысле и спасении мира), которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность»25.

Теория «духовной эволюции», как видим, не может сочетаться с христианством, для которого лишь Христос – Единственный Спаситель мира. К «великим учителям» оккультизма, таким как Будда, Кришна, Зороастр и др. можно отнести слова Христа: «…все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» (Ин.10:8), «…истинно, истинно говорю вам, что я дверь овцам…» (Ин.10:8), «…кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин.10:9). Не только к фарисеям времен земной жизни Христа, но и ко всякому, дерзающему воспринять роль Божественного Учителя и Наставника, обращены слова Господа: «А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; …и не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник - Христос» (Мф.23:8,10). Таким образом, принимающий теорию «духовной эволюции» тем самым не верует во Христа как Единственного Учителя и Наставника, а значит, не может считать себя христианином. Любые духовные «откровения», которые не согласуются с Божественным Откровением, христианин должен отвергать: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8).

Задача догмата – не ограничить христианина, а указать путь, по которому он сможет прийти к Богу. Догматы – не путы, скорее, указательные знаки, предупреждающие нас о том, что за их границей можно потерять Бога. Сформулированные Церковью догматы известный протестантский богослов Пауль Тиллих сравнил с дорожными знаками на распутьях христианской веры, предупреждающими о той опасности, которой когда-то удалось избежать с их помощью. Известный православный подвижник XX века прп. Силуан Афонский говорил: «Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия»26. Апостол Павел пишет: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10-11). Особое внимание стоит обратить на слово «самоосужден». Формулируя и раскрывая догматы, Церковь проявляет заботу о духовном устроении своих членов. Непререкаемость и обязательность догматов для всех верующих обусловлена их сотериологической значимостью, тем, что догматы имеют непосредственное отношение к спасению человека, более того, «они необходимы для спасения, это как бы есть тот фундамент, на котором строится духовная жизнь христианина»27. Именно поэтому апостол Павел говорит, что еретик не «осужден», т.е. не просто отлучен от Церкви внешним постановлением, а «самоосужден». Человек, извращающий догматы Церкви, «сам себя подводит под осуждение, т.е. отлучает в большей или меньшей степени себя от Бога, потому что догматы есть не что иное, как те нормы и правила, которые позволяют человеку религиозно верно организовать свою жизнь»28. Именно в том, что правильная вера, следование верным богословским истинам имеют значение первостепенной важности в деле личного спасения христианина – причина неотступной борьбы святых отцов Церкви за догмат, за догматическую чистоту веры. Как отмечал православный богослов В.Н. Лосский: «Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с чисто духовной точки зрения, прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты мистического соединения с Богом»29.

3. Бог или «психическая энергия»?

Каков тот образ Бога, который предлагает данная религиозная система, – вот первый вопрос, возникающий при знакомстве с любой из них, так как от ответа на него в значительной степени зависит формирование мировоззрения последователя, его духовная практика, в конечном счете – весь строй его жизни. Начиная подробный разговор об учении агни-йоги, в первую очередь подчеркнем, что агни-йога отвергает веру в Личного Бога: «Ни философия наша, ни мы сами не веруем в отдельного Бога, и тем более в такого, местоимение которого требует прописной начальной буквы. Наша философия подпадает под определение Гоббса. Она есть исключительно наука о следствиях на основании их причин и о причинах на основании их следствий, а так как к тому же это наука о вещах выводимых от первоначала, то, прежде чем принять такое начало, мы должны знать его – и не вправе просто допустить пусть даже вероятность его…. Наша доктрина не знает компромиссов. Она либо утверждает, либо отрицает, ибо учит лишь тому, что знает как истину. Потому мы не признаем Бога и как философы…

Бог – это не врожденная идея, но благоприобретенное понятие, и у нас только одно положение, общее с теологиями: мы раскрываем беспредельность…. Бог теологов есть не более чем воображаемая сила,… сила, которая никогда еще не проявляла себя. Наша главная задача – освободить человечество от этого кошмара, учить человека добродетели ради нее самой; учить проходить жизнь, полагаясь на самого себя, вместо того чтобы опираться на богословский костыль, который бесчисленные века был непосредственной причиной почти всех человеческих бедствий»30.

В учении агни-йоги место Бога занимает так называемая «психическая энергия», также она именуется «всеначальной энергией», «благодатью», «праной» и т.д.: «Всеначальная Энергия, благодать, психическая энергия, огненная энергия, прана – много названий в разных веках, но смысл един. Жизнедатель, проводник творческой силы, побудитель к познанию, так люди могут понимать эту благодать» (Живая Этика. Надземное.851); «Огонь и психическая энергия неделимы, ибо последняя есть качество огня. Психическая энергия есть энергия всеначальная»31.

Рассмотрим свойства «всеначальной» или, как ее еще называют, «психической» энергии в сравнении с библейским Откровением о Боге.