Pitanov V.Y.

3. Бог или «психическая энергия»?

Каков тот образ Бога, который предлагает данная религиозная система, – вот первый вопрос, возникающий при знакомстве с любой из них, так как от ответа на него в значительной степени зависит формирование мировоззрения последователя, его духовная практика, в конечном счете – весь строй его жизни. Начиная подробный разговор об учении агни-йоги, в первую очередь подчеркнем, что агни-йога отвергает веру в Личного Бога: «Ни философия наша, ни мы сами не веруем в отдельного Бога, и тем более в такого, местоимение которого требует прописной начальной буквы. Наша философия подпадает под определение Гоббса. Она есть исключительно наука о следствиях на основании их причин и о причинах на основании их следствий, а так как к тому же это наука о вещах выводимых от первоначала, то, прежде чем принять такое начало, мы должны знать его – и не вправе просто допустить пусть даже вероятность его…. Наша доктрина не знает компромиссов. Она либо утверждает, либо отрицает, ибо учит лишь тому, что знает как истину. Потому мы не признаем Бога и как философы…

Бог – это не врожденная идея, но благоприобретенное понятие, и у нас только одно положение, общее с теологиями: мы раскрываем беспредельность…. Бог теологов есть не более чем воображаемая сила,… сила, которая никогда еще не проявляла себя. Наша главная задача – освободить человечество от этого кошмара, учить человека добродетели ради нее самой; учить проходить жизнь, полагаясь на самого себя, вместо того чтобы опираться на богословский костыль, который бесчисленные века был непосредственной причиной почти всех человеческих бедствий»30.

В учении агни-йоги место Бога занимает так называемая «психическая энергия», также она именуется «всеначальной энергией», «благодатью», «праной» и т.д.: «Всеначальная Энергия, благодать, психическая энергия, огненная энергия, прана – много названий в разных веках, но смысл един. Жизнедатель, проводник творческой силы, побудитель к познанию, так люди могут понимать эту благодать» (Живая Этика. Надземное.851); «Огонь и психическая энергия неделимы, ибо последняя есть качество огня. Психическая энергия есть энергия всеначальная»31.

Рассмотрим свойства «всеначальной» или, как ее еще называют, «психической» энергии в сравнении с библейским Откровением о Боге.

Сходства32

Библия Агни-йога Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты (Пс.138:7-8). …всеначальная энергия наполняет все сущее (Надземное. 213). И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин.10:28). Всеначальная энергия или энергия психическая дает бессмертие… (Письма Е.Рерих. Т. 2. (Письмо от 31.08.36). С. 205). Я Бог Всемогущий… (Бытие.17:1). Богу все возможно… (Мф.19:26)

…психическая энергия властвует над физическими законами (Мир Огненный.ч.1. 623). …Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах (Пс. 45:2) …психическая энергия может помочь человечеству на всех путях (АУМ.358). …ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… (Кол.1:16). …всеначальная энергия самодеятельна. (Братство.ч.1. 553). Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? (Иов.34:13). …энергия психическая определяет течение эволюции (Беспредельность.ч.1.73).

Различия

Библия Агни-йога Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26). …психическая энергия, конечно, проистекает от каждого организма, ее имеющего (Иерархия.229). … верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией (Рим.5:2). …психическая энергия возобновляется, прежде всего, чувством…(АУМ.515). Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. (Чис.23:19); Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17); Ибо Я - Господь, я не изменяюсь (Мал.3:6). …Мы видим, насколько мельчает психическая энергия. (Надземное. 32); …всеначальная энергия…вибрирует и постоянно космически изменяется (Надземное. 697). Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев (Иов.8:20).