Pitanov V.Y.

Попытаемся разобраться, что понимают под кармой восточные религиозные системы. Карма является сверхъестественной причиной совершения каких-либо поступков. Что это значит? «Карма применяется для понимания лишь причинно-следственных связей, выходящих за пределы одного существования. Так цирроз печени как последствие пьянства не связан с кармой, будучи естественным результатом… . Любой намеренный поступок, производя результаты во внешнем мире, изменяет и самого деятеля; это изменение откладывается в его глубинной памяти, становясь склонностью (обычно не осознаваемой)… . Иллюстрируется закон кармы обычно либо обращением ролей в ситуации (убийца будет сам убит), либо попаданием в соответствующий слой мира (многократный и жестокий убийца попадет в ад, спаситель многих на небеса), либо изменение природных наклонностей в будущих жизнях (любитель учености родится умным, драчливый снова станет драчлив)…»129.

Карма представляет собой механический закон, существующий сам по себе. Мы находим следующие определения кармы: «Кармой именуется причина возникновения и исчезновения существ»130; «Карма – закон природы согласно которому любая материальная деятельность, греховная или праведная, влечет за собой последствия, которые все больше и больше втягивают совершающего ее в материальное существование и круговорот рождения и смерти»131; «Карма (санскр.). Физически – действие; метафизически – Закон Воздаяния – Закон причины и следствия, или Нравственная Причинность. Немезида, но лишь в одном смысле – в смысле плохой кармы… . Существует карма наших достоинств и карма наших недостатков. Карма ни наказывает, ни награждает, она есть просто единый Всеобщий Закон, безошибочно и, так сказать слепо направляющий другие законы, производящие определенные результаты в направлениях, определенных соответствующими им причинам…»132.

По мнению ряда востоковедов, учение о карме ликвидирует необходимость существования веры в Личного Бога, оно заменяет Личного Бога, превращая человека из свободной личности в винтик своего механизма: «Карма альтернативна религиозному представлению о Боге, награждающему и карающему тварей… . Сочетание кармы с идеей Личного Бога нередко, но явно вызвано внефилософскими причинами и непоследовательно»133.

«Подтверждения» учения о законе кармы в Священном Писании

Оккультисты всегда стремятся найти подтверждение своих доктрин в Священном Писании. Обычно они делают это достаточно примитивными методами, вырывая фразы из контекста, или же «эзотерически» толкуя его. Такое «эзотерическое» толкование позволяет оккультистам находить в Библии любые подтверждения своим самым экстравагантным идеям. Здесь мы рассмотрим некоторые отрывки Священного Писания, на которые оккультисты ссылаются чаще всего.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:1-2). Оккультисты считают, что в данном стихе утверждается принцип обязательного возмездия за все наши поступки как в текущей жизни, так и в следующем перевоплощении, хотя сам по себе этот отрывок, предостерегающий от осуждения и говорящий об ответственности перед Богом, еще ничего не говорит (да и не может говорить) о предстоящих перевоплощениях.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:1-3). Как мог человек родиться слепым, если не существует закон кармы? Слепота этого человека есть реализация закона кармы, является следствием его неблагоприятной кармы, накопленной в прошлых воплощениях, – скажут нам оккультисты. Проблема, с которой постоянно сталкивается непредвзятый исследователь Библии, – это способ ее толкования. Смысловое значение Библии становится понятным только при целостном ее восприятии. Никакой фрагмент Священного Писания, несмотря на всю его ценность, не может заменить весь текст. Нельзя толковать отдельный стих таким образом, что это будет противоречить логике всего остального изложения. Если есть закон кармы в Библии, то как могло получиться, что человек был слеп от рождения, и это при том, что прямо говорится: «не согрешил ни он, ни родители его»? Христианство не отрицает, что человек может «пожать» плоды своих деяний – «Сеющий неправду пожнет беду…» (Прит.22:8) – вопрос в том, каковы условия «жатвы». Являются ли они дамокловым мечом кармы, довлеющим над человеком, или Бог властен даровать прощение раскаявшемуся в своих грехах? Священное Писание свидетельствует о милости и всемогуществе Бога, а не об абстрактном законе кармы, для которого нет неподвластных. Вот что говорит Библия о последствиях раскаяния ниневитян: « И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:10). Как видим, Бог не стремится наказать человека за его грехи, его единственная цель – преображение человека. Св. Антоний Великий пишет: «Бог благ и беспристрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он будучи таков о добрых радуется, а злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо, или худо из за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от него; сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах: то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишённых зрения»134.

Елена Рерих считает, что притча о талантах также подтверждает закон кармы135. Напомним ее: «…человек… отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.25:14-30). Но речь здесь не идет о законе кармы. Данный отрывок Евангелия перекликается с другими словами Христа: «…от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48). Какого рода дары или таланты имеются в виду? Обратимся за разъяснением к посланиям апостола Павла: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:4-10).

Часто оккультисты приводят в качестве доказательства существования закона кармы, а иногда для того, чтобы показать «жестокость» Бога, следующие стихи Библии: «…не поклоняйся им (кумирам. – В.П.) и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6). Но при этом оккультисты игнорируют те слова Священного Писания, которые никак не удается вместить в рамки их учения: «…зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез.18:2-4); «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:19-20). Читая Священное Писание, нужно осознавать, к кому и когда Господь обращался. Также нужно понимать цели обращения Господа к Своему народу, в данном случае (Ис. 20:5-6) - это воспитательная цель. Израильский народ был окружен язычниками, и Господь предостерегает его от поклонения ложным богам на языке понятном и доступном внимавшим Ему людям. Суть же данных стихов такова: человек, отступающий от Бога, пожинает плоды своего отступления. Страдание есть плод отречения от Бога. Не Бог наказывает, но человек отрекается от Него.

Христианство постоянно утверждает идею сотрудничества Бога и человека. Да, есть законы, управляющие миром. Но не они властвуют в жизни человека, а Бог, Который в силе изменить их. Вспомним хотя бы величайшее чудо, совершенное Богом, которое описывается в книге Иисуса Навина (10:12-14): «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля».

Законы, существующие в мире, подчиняются повелению Божию, так как Он – их Творец.

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от Духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». (Гал. 6:7-9). Но что происходит, если люди отпадают от Бога? Вспомним, что происходит с Иудой, когда он окончательно решает предать Христа: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати…» (Лук.22:3). В Иуду входит сатана! Вчитываясь в текст Священного Писания, мы видим, что сатана достаточно активно «играет» роль кармы. Там, где нет Бога, поселяется дьявол. Кстати, Блаватская писала о сатане и карме: «…Сатана,…есть Карма Человечества»136.