Pitanov V.Y.

Оккультисты непрерывно, правда, без особых успехов, стремятся доказать, что теория перевоплощений не противоречит христианскому вероучению, и даже в пасхальном тропаре усматривают мысль о реинкарнации: ««Сущим во гробе живот даровал» - это наиболее ясное признание перевоплощения и непрерывности жизни» (Живая этика. Знаки агни-йоги.244).

Полностью тропарь Пасхи звучит следующим образом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущем во гробе живот даровав». В этом небольшом песнопении открывается глубина православного вероучения о Смерти и Воскресении Христа. Тридневное пребывание Христа во Гробе – это время благовестия всем заключенным в шеоле, всем, умершим до Его Смерти. Сошествие Христа во ад явилось победой над царством дьявола, освобождением его пленников. Христос есть Жизнь, и поэтому самим фактом Своей Смерти Он разрушает смерть, по выражению апостола Петра: «смерти было невозможно удержать Его» (Деян.2:24). Воскресение Христа есть победа не только на Его Смертью, но и над смертью вообще. В Воскресении Христовом совоскресает весь род человеческий, все человеческое естество: «род же человеческий в нетление облечеся»140. Совоскресает не в том смысле, что мертвые восстали из гробов, –смерти продолжают совершаться, но безнадежность смерти отменена, смерть обессилена – всему естеству человеческому дарована возможность и сила воскресения. После Воскресения Спасителя смерть уже не является конечной участью человека.

«Сказано – дано будет много матерей, отцов, жён, сестёр и братьев, даже такое ясное указание не заставит подумать, где такое произойдёт? Не хотят подумать о земных жизнях! Самые мудрые Заветы не достигают ушей заложенных» (Живая этика. АУМ.199). Приведем данный отрывок Священного Писания целиком: «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк.10:29-30). Человек входит в Церковь, в Которой все мы становимся братьями и сестрами во Христе. В этом стихе говорится не о физических, а о духовных братьях, сестрах, отцах и матерях. Священное Писание Нового Завета не дает оснований для рериховской интерпретации данного отрывка. Христос прямо отвечает на подобный вопрос: «…кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:48-50).

Ищут оккультисты подтверждение теории перевоплощения и в области науки, навязывая собственные объяснения некоторым феноменам. Например, идиосинкразия находит следующее осмысление в учении агни-йоги: «Идиосинкразии – необъяснимые влечения или отвращения – являются верными доказательствами перевоплощения. Никто не может пояснить такие непреоборимые чувства. Невозможно пытаться показать их как следствия атавизма, ибо можно проследить их независимость от родовых привычек. Сама особенная сила таких влечений показывает, что они глубоко заложены в данной особи. Они должны быть накрепко совмещены в сознании, настолько, что даже гипноз не может преодолеть их. Но если в отдельных случаях рассмотреть смену жизней, тогда влечение или отвращение будет естественным следствием бывшего. Так особо показательно наблюдать такие врождённые симптомы. Они показывают и способности человека, и окружающию его обстановку, наиболее ему благоприятную. Не забудем, что каждому растению нужна своя почва, так же и в жизни человека необходимы свойственные ему обстоятельства. Пусть правители поймут устройство сада человеческого» (Живая этика. Братство.163).

Как пишет Е.И. Рерих, «…доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553 году по Р.Х. на втором Константинопольском соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее последовательных возвращениях на Землю стала «ересью» среди официального христианства лишь в шестом веке по Р.Х.; до этого времени она была терпима и принята теми церковниками, которые особенно близки к гностикам…»141; «Предсуществование. Термин, используемый для указания что мы жили прежде. То же что и перевоплощение в прошлом…»142.

Мы видим, что Е.И.Рерих и Е.П.Блаватская пытаются использовать понятия «перевоплощение» и «предсуществование» как синонимичные, однако теория предсуществования душ и теория перевоплощения – это две разные теории. Суть теории предсуществования душ сводится к тому, что все души были созданы Богом одновременно в самом начале творения и с тех пор они существовали в невидимом мире как чистые духи. Злоупотребление свободной волей сделало необходимым для них очищение: для этого они посылаются на землю, соединяются с телами и, в зависимости от своего нравственного состояния, обрекаются на неодинаковую участь в условиях земной жизни. Чем отличается теория перевоплощения от идеи предсуществования душ? Тем, что теория предсуществования душ сама по себе еще не учит о посмертной смене тел. Это не секрет для некоторых учеников Е.И. Рерих, например один из них, Клизовский, пишет: «Что касается доктрины «предсуществования души», то она… несостоятельна… Сущность этой доктрины заключается в том, что душа человеческая, обитающая в неведомых областях и в неведомом состоянии, существующая раньше рождения человека, входит в него при рождении в первый и последний раз…(выделено нами. – В.П.)»143.

Вопрос признания или непризнания теории перевоплощения – это не вопрос науки, это вопрос веры в эту теорию или, наоборот, неприятия ее. «Существуют истины высшего порядка, которые обыкновенным, экспериментальным путем доказаны быть не могут…. К числу истин, которые не даются пониманию интеллекта, принадлежит так же учение о перевоплощении…»144.

Елена Рерих в своих письмах отмечает: «В словах «я снова в муках рождения (Гал.4:19) утверждается закон перевоплощения»145. В Священном Писании данный отрывок звучит следующим образом: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Если взять греческий оригинал и посмотреть подстрочный перевод данной фразы, то он будет звучать так: «дети мои, которых опять в муках рожаю (выделено нами. – В.П.) до которого {времени} будет образован Христос в вас»146. Апостол, образно выражаясь, сам «рожает», творит, духовно преобразует своих учеников, «доколе не изобразится» в них Христос. Никакого отношения к теории перевоплощения данная фраза не имеет.

Библейские «доказательства» теории реинкарнации

Чаще всего в качестве аргумента в пользу того, что Библия не противоречит теории перевоплощения, оккультисты приводят новозаветный фрагмент об Иоанне Крестителе: «…но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.17:12-13). При этом умалчивается о нескольких вещах. Во-первых, священная история Ветхого Завета говорит нам, что Илия был живым взят на небо, т.е. не умирал, а значит, не может опять родиться: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4Цар.2:11). Во-вторых, на прямой вопрос: «ты Илия?» Иоанн Креститель дал твердый отрицательный ответ: «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет» (Ин.1:21). Далее, в Ветхом Завете есть очень интересный момент, – беседа Илии с его учеником Елисеем: «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4Цар.2:9). Как видно из данного отрывка, Елисей мог получить «дух», который был в Илии. В Новом Завете эта идея раскрыта более подробно: «…и придет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:17). Иоанну Крестителю не нужно было быть Илией, он был «в духе и силе Илии». На наш взгляд, безосновательность убеждения оккультистов в том, что Иоанн Креститель был Илией, очевидна. Ветхий Завет действительно пророчествует о пришествии пророка Илии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5). А также о Енохе: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24); «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр.11:5); «В награду за благочестие и веру Бог «взял его» с земли, освободив от вызванной грехами прародителей смерти (Евр.11:5). Явление его, с пророком Илией, ожидается перед вторым пришествием Христовым»147. К Илии и Еноху христианские экзегеты относят следующие стихи книги Откровения: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр. 11:3-12). Но это пришествие еще впереди.