Pitanov V.Y.

Учение о сатане в агни-йоге и теософии разнится. Как известно, в 1887году Е.П. Блаватская начинает выпускать в Лондоне журнал под называнием «Люцифер». Буквальный перевод латинского слова «люцифер» – «носитель света» (lux ferre), это название относили к «утренней звезде» – планете Венере. Помимо того, «Урусвати» - псевдоним Е.И. Рерих, как ее называли «махатмы», – означает Венера179. Е.П. Блаватская считала, что, называя свой журнал «Люцифер», она таким образом «обеляет» несправедливо оболганное имя сатаны. Е..И. Рерих, в свою очередь, полагала, что так она почитает «Матерь Мира». Матерь Мира, согласно учению агни-йоги, – это «космическое женское начало», материя. В теософии и агни-йоге, несмотря на уверения в тождественности этих доктрин, наблюдается странное различие в учении о сатане. Согласно теософии Е.П. Блаватской, «сатана, когда его перестанут рассматривать в суеверном, догматическом и, лишенном истинной философии, духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного – божественного Человека; кто дает ему, на протяжении долгого цикла Махакальпы, закон Духа Жизни и освобождает его от Греха Неведения, следовательно, от Смерти»180. А агни-йога утверждает: «Не может быть договора с сатаною. Может быть лишь рабство у сатаны. Умолить сатану нельзя. Можно лишь без страха наступать на него и через него. Есть старинное предание, как сатана решил устрашить отшельника. Он предстал ему в самом ужасном виде. Но подвижник преисполнился огненного явления и так наступил на сатану, что прошёл сквозь него, как бы прожёг сатану. Огонь сердца сильнее пламени сатанинского. Нужно исполниться такого огня, тогда все усмешки претворятся в гримасы ожогов, – так устремимся на сатану»181.

Теософия утверждает, что сатана безличен: «Сатана (или Люцифер) представляет собою Активное начало или… «Центробежную» Энергию Вселенной (в космическом смысле). Он есть Огонь, Свет, Жизнь, Борьба, Усилие, Мысль, Сознание, Прогресс, Цивилизация, Свобода, Независимость. В то же время он – Боль, что является реакцией Радости Действию и Смерть, – что есть Революция Жизни – Сатана, горящий в своем собственном Аду, созданном яростию его собственного momentum – распространяющаяся дезинтеграция Туманности, которая должна сконденсироваться в Новые Миры. И снова и снова терпит он соответственно поражение от Вечной Инерции, Пассивной Энергии Космоса – неумолимого Я есмь» – Кремень из которого высекают искры»182. Что касается Е.И.Рерих, то она в своих письмах утверждает, что сатана – личность: «Падение Люцифера в том и состояло, что он пошел против закона эволюции, или воли Космоса… Люцифер есть Князь мира сего (Земли) в полном значении этого слова. Дух его в потенциале своем имеет все тождественные энергии, присущие Земле…Хозяин Земли никогда не был наипрекраснейшим и наибольшим Архангелом. Таким эпитетом наградила его щедрость средневековых поэтов-каббалистов…»183.

Принципиальные отличия

Агни-йога Теософия Сатана (Люцифер) - личность Сатана - безличная сила Сатана - падший ангел, борющийся с эволюцией Космоса. Сатана - основа эволюционного развития. «Он есть… Свет, Жизнь, Прогресс…».

Вывод из всех вышеприведенных цитат получается странный: с одной стороны, сатана называется безличной силой, с другой стороны, тут же выясняется что он – личность. Одни оккультисты утверждают, что сатана – эта та сила, которую они изучают, другие же заявляют, что «не может быть договора с сатаною». Мнения оккультистов по этому вопросу, как несложно заметить, разделились.

Вместе с тем, несмотря на все утверждения Е.П. Блаватской о безличном характере сатаны, она, время от времени, приписывает ему личностные свойства: «Элифас Леви описывает Сатану в следующих блестящих терминах: «Именно этот Ангел был достаточно горд, чтобы возомнить себя Богом; достаточно отважен, чтобы приобрести свою независимость ценою вечного страдания и мучения; достаточно, прекрасен, чтобы возлюбить себя, в полном божественном свете; достаточно мощен, чтобы, все же, царствовать во тьме среди мучения и сложить себе престол из своего неугасимого костра…».

Да, воистину; именно, этот величайший из идеалов, этот вечно живущий символ – апофеоз самопожертвования, ради умственной независимости человечества; эта Вечно-Активная Энергия, протестующая против Статической Инерции – принципа, для которого Самоутверждение есть преступление, а Мысль и Свет Знания ненавистны. Как говорит Элифас Леви с неподражаемой справедливостью и иронией: «Именно этот мнимый герой, сумрачных вечностей, наделен клеветнически безобразием и украшен рогами и когтями, которые гораздо лучше приличествуют его неумолимому мучителю (Богу.- В.П.)»….

В этом христианская теология, хотя и следуя рабски по стопам язычества, была верна своей традиционной политике. Она должна была обособить и утвердить свой авторитет. Следовательно, она не могла сделать ничего лучшего, как превратить все языческие Божества в демонов»184.

Для Е.П. Блаватской сатана – это «Бог Мудрости», пример для подражания, кумир, которому надо служить и поклоняться: «…преображение Гермеса, Бога Мудрости, называемого также Тот, Тат, Сетх, Сет и Сатана»185.

Фактически Е.П. Блаватская провозглашает сатанизм, идею борьбы с Богом в христианском Его понимании: «Наименование Сатана, по-еврейски Сатан, означает – «Противник», по праву принадлежит первому и самому жестокому «Противнику» всех других Богов Иегове; но не Змию, который говорил лишь слова симпатии и мудрости и, в худшем случае, даже по догме являющемуся «Противником» лишь людей. Эта догма, будучи основана на третьей главе Книги Бытия, так же нелогична и несправедлива, как и парадоксальна. Ибо кто был первым, кто создал этого первоначального и с того времени всемирного искусителя человека – женщину? Конечно, не Змий, но Сам «Господь Бог», кто, сказав – «Нехорошо человеку быть одному», создал женщину и «привел ее к человеку»…Потому, очевидно, сам Господь Бог явился истинной причиною всего злоключения (грехопадения. - В.П.), а Змий – есть лишь прообраз Азазеля, «козла отпущения за прегрешения (Бога) Израиля, бедный Трагос, вынужденный принять на себя кару за ошибку своего Владыки и Создателя»186. Попытка обвинить Господа Бога в том, что Он виновен в грехопадении, ибо Он Творец Евы, отстоит от нас на такой же временной отрезок, как и само грехопадение. Е.П.Блаватская почти буквально повторяет лукавую мысль, внушенную дьяволом (1Ин.3:8) праотцу Адаму, отвергшему возможность покаяния и попытавшемуся снять с себя ответственность за преслушание воли Божией: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел» (Быт.3:12).

А как же агни-йога? Неужели для нее сатана в самом деле – носитель зла? Все бы хорошо, если бы Е.И. Рерих в письмах не уточнила свое подлинное отношение к сатане: «…особенно прискорбно, что на протяжении долгих веков укоренилось глубоко невежественное и крайне опасное убеждение, что Сатана погубил человечество, дав людям познание добра и зла. Люди привыкли повторять эту возмутительную нелепость и совершенно не задумываются, что же мог представлять собою человек, не знавший, что есть добро и зло. Не был ли он просто безответственным животным? Но кто из людей согласился бы сейчас вернуться к такому животному прозябанию, хотя бы и в райском саду?»187. Итак, сатана в агни-йоге неожиданно оказывается благородным избавителем рода человеческого от «животного прозябания в райском саду». Но что же ждет человечество и какова судьба сатаны? Одним из самых значительных пророчеств, связанных с будущим, является пророчество Апокалипсиса об Армагеддоне. По этому вопросу есть свое мнение и у Рерихов. Они неоднократно писали в своих письмах о том, что Армагеддон начался в 1931 году, то же сказано и в самом учении агни-йоги: «Армагеддон уже начался – конец тридцать первого года открыл Великую Битву, о чем Не Скрывал от вас, потому не может быть сейчас окончания сражения до победного решения»188. Но, согласно утверждениям Рерихов, Армагддон уже успел закончиться в 1949 году: «Скажу только Вам – Армагеддон окончился поражением Врага. Новая Эра началась 17 октября189, когда Враг (сатана. – В.П.) был изгнан из нашей Солнечной Системы»190. Как видим, сатана, изгнанный 17 октября 1949 года из Солнечной системы, больше не представляет угрозы для человечества. Но где же он все-таки? В «Криптограммах Востока» – книге, которая является частью учения живой этики, утверждается, что местом изгнания сатаны будет Сатурн: «И придется тебе отойти на Сатурн, потому уже давно тебя называют Сатаной»191. Вот только неясно, включают ли последователи агни-йоги Сатурн в Солнечную систему?