Pitanov V.Y.

Учение Православной Церкви об ангелах фундаментально отличается от соответствующего учения агни-йоги. Согласно агни-йоге, «… все Архангелы и Ангелы должны были пройти через человеческую эволюцию. И Архангел Варахаил или Уриэль был и есть ЧЕЛОВЕК. Так же как и Архангел Михаил, занимая свое место среди высших Архангельских чинов, мог ходить по нашей грешной Земле, неся ей спасение»192. Таким образом, в агни-йоге ангел - это эволюционная ступень духовного развития, следующая за человеческой. Каждый человек, согласно этому учению, станет со временем ангелом.

Что говорит об ангелах Православная Церковь? Ангелы - вестники Божией воли, они иноприродны человеку, сотворены Богом до творения Земли. Нам известно, что ангелы бесплотны, бессмертны, не всеведущи и не вездесущи. Они имеют ум более тонкий и гибкий, чем у человека. Их воля и могущество ограничены их природой. Они не могут своей силой сотворить никакого чуда, если не получат повеление от Бога, Который Один творит чудеса. Есть ангелы, которые отпали от Бога и стали падшими ангелами, или демонами. Св. Антоний Великий писал: «Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темныя; ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов, и явными их делаем в теле»193; «Итак, во-первых, знаем, что демоны не в таком созданы состоянии, из-за которого называются демонами. Ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они; но ниспадши от небеснаго мудрования, и вращаясь уже около земли, Елинов прельстили привидениями, нам же христианам завидуя, все приводят в движение, в желание воспрепятствовать нашему восхождению на небеса, чтоб не взошли мы туда, откуда они ниспали»194.

Кто такие падшие ангелы, согласно теософии? «Так называемые «Падшие Ангелы» есть само Человечество. Демон гордости, похоти, возмущения и ненависти не имел бытия до появления физического, сознательного человека. Именно, человек породил и вскормил врага и позволил ему развиться в своем сердце. Именно, он обесчестил, осквернил Бога, пребывающего в нем самом, сочетав чистый Дух с нечистым Демоном Материи»195.

Знакомясь с учениями теософии и агни-йоги об ангелах, мы снова можем наблюдать некоторое различие: агни-йога, в отличие от теософии, признает существование падших ангелов, хотя предпочитает использовать понятие «темные силы». Но предлагаемый агни-йогой способ борьбы с темными силами совершенно чужд христианскому. Обратим внимание читателей на следующий фрагмент агни-йоги: «…Расскажу вам сказку: «Некий демон решил искусить благочестивую женщину. Демон оделся как садху (странствующий монах. - В.П.) и вошел в хижину женщины, перебирая четки. Он просил пристанища. Но женщина не только пригласила его и накормила, но просила помолиться с нею. Демон для удачи решил исполнить все ее просьбы. Они начали молиться. Затем женщина просила рассказать его о жизни святых, и демон начал повествовать подобно самому лучшему садху. Женщина вошла в такой экстаз, что окропила всю хижину святою водою и, конечно, полила самого демона. Затем она предложила ему произвести совместно с нею Пранаяму и постепенно собрала такую мощь, что демон уже не мог выйти из хижины и остался служить благочестивой женщине, и научился лучшим молитвам. Когда один Риши проходил мимо хижины и заглянул в нее, он заметил молящегося демона и присоединился к нему в славословии к Браме. Так все трое сидели у очага и пели лучшие молитвы. Простая женщина своим благочестием заставила демона и Риши вместе славословить. Но из Высших Обителей не ужасались, но улыбались такому сотрудничеству. Можно даже демонов заставить сотрудничать в молитве»196.

По учению Православной Церкви, бесы не способны к покаянию. Отпадение от Бога – их окончательный выбор. Самое сильное оружие против бесов – это молитва и пост: «…сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Агни-йога же предлагает дыхательные упражнения (пранаяма) и экстатические состояния.

Также отличается представление агни-йоги от православного учения об ангеле-хранителе: «Об Ангелах Хранителях. Действительно, каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, и следует понимать его не только как какое-то отдельное Существо из высших сфер, но чаще как наш собственный дух, нашу высшую триаду или наше истинное индивидуальное Я, которое, увы, очень редко может заставить носителя своего прислушаться к своему голосу. Иногда голос этот определяют как совесть»197.

Согласно православному вероучению, ангел-хранитель - это не «индивидуальное Я», а тот ангел, который дается каждому человеку: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10).

21. Магичны ли «психотехники»?

В современном обществе мы наблюдаем широкое распространение магии в самых разных ее проявлениях. Что такое магия? Какие ставит перед собой задачи? Какие вопросы возникают при знакомстве с магией? Попытаемся в этом разобраться.