Питанов В.Ю.-БАХАИЗМ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ -О ЕДИНСТВЕ РЕЛИГИЙ-Как известно, немало людей уверены в том, что все религии

Питанов В.Ю.

БАХАИЗМ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ

О ЕДИНСТВЕ РЕЛИГИЙ

Как известно, немало людей уверены в том, что все религии чтят Одного и Того же Бога, а потому неважно, какую из них исповедовать. Но так ли это на самом деле? У нас есть все основания1 полагать, что именно те, кто в первую очередь заинтересованы в распространении этого мифа, меньше всего в него верят. К сожалению, в современном обществе стремление к толерантности заслонило собой стремление к объективности до такой степени, что подчас на алтарь веротерпимости оказывается брошена и истина. В этой статье мы познакомимся с религиозным движением, считающим идеи «единства религий» и «единства Бога всех религий» одними из главных своих догматов. Речь сегодня пойдет о бахаизме. Основатель бахаизма Бахаулла писал: «О люди мира! Стройте во всех землях дома поклонения во имя Того, Кто есть Господь всех религий»2, его последователи уверяют, что «в своем учении Баха-улла провозгласил единство Бога и всех религий»3. Но какие основания доверять словам Бахауллы, кто он, точнее, кем он себя считает? Бахауулла пишет о себе: «…с приходом Его (Бахауллы. – В.П.) Откровения «человеческие уши сподобились услышать то, чему Беседовавший с Богом внимал на Синае»»4. Таким образом, слова Бахауллы, по его убеждению, имеют не меньший авторитет, чем слова пророка Моисея.

Итак, бахаисты утверждают единство религиозной истины: «Религий существует множество, но есть лишь одна истина религии, … различные религии ведут к согласию, ибо в своих основах они едины»5. При этом их не смущает наличие непримиримых различий в вероучении некоторых религий: например, буддисты отрицают существование Бога6, а христиане его признают, индуизм пантеистичен, а христианство, ислам и иудаизм монотеистичны, быть же одновременно истинными пантеизм и монотеизм никак не могут. Убеждению бахаистов в единстве религий, в их направленности к почитанию Одного и Того же Бога не мешает даже то обстоятельство, что сами эти религии никакого Бога не признают и основы вероучений разных религий несовместимы. Более того, бахаисты призывают сторонников одной религии воздавать почести основателям другой: «Почему бы сторонникам одной религии не воздать должное почтение основателям или духовным учителям другой? … Они бы ничего не потеряли, поступив так»7. Всех несогласных бахаисты считают глупцами: «Действительно есть глупцы, которые ни разу не удосужились серьезно исследовать основные истины божественных религий…»8. Из этого можно сделать вывод, что себя бахаисты считают людьми, которые «серьезно исследовали основные истины религий». Казалось бы, из того, что мы сказали о бахаизме, можно заключить, не боясь при этом ошибиться, что сами бахаисты уважают другие религии, знают их вероучение как никто другой и являются воплощением религиозной терпимости. Но не является ли декларация о «единстве религий» всего лишь ширмой для реальной борьбы со всяким инакомыслием с целью утвердить бахаизм как единственную мировую «религию»? Как пишут сами бахаисты, «вторым9 из духовных критериев, что касаются обладающего знанием, является то, что ему следует быть защитником своей веры»10. Будет справедливо, если бахаисты признают и за христианами право оценивать идеи учения Бахауллы и защищать свою веру, т.е. христианство. Но прежде всего познакомимся с историей бахаизма.

Основателем бахаизма является Мирза Хусейн Али, который взял себе псевдоним Бахаулла, что по-арабски значит «Слава Господа»11. Бахаулла родился в Персии 12 ноября 1817 года, скончался 29 мая 1892 года. Его отец был главным министром при шахском дворе. Бахаулла получил неплохое образование, но от работы в министерстве отказался. В то время в Персии были сильны мессианские ожидания. Молодой юноша по имени Сейид Али Мухаммад (Баб, как зовут его бахаисты, что в переводе с арабского значит «врата»12) объявил себя пророком, за что подвергся аресту и казни. Бахаулла отводит этому лжепророку место своего предтечи, а сам объявляет себя «мессией». За это Бахаулле приходится большую часть жизни провести в тюрьмах, о чем душещипательно пишут современные бахаисты13, поэтому любой желающий может узнать все подробности этой истории из их литературы. После смерти Бахауллы трон бахаизма занял его сын Абдул-Баха, который привез бахаизм в Европу. Далее власть наследовал внук Абдул-Баха Шоги Эфенди. Сейчас бахаизм коллегиально управляется Национальным Духовным Собранием, состоящим из девяти человек14.

У бахаистов есть собственное священное писание: «Китаб-и-Агдас является Священным Писанием»15. Оригинал этой книги написан на арабском16. В Китаб-и-Агдас Бахаулла «… формулирует Божии Законы для Завета, которому суждено продлиться не менее тысячи лет»17. Как утверждает основатель бахаизма, «…сама Книга есть «Непогрешимые Весы», установленные среди людей»18; «Bсякий должен повиноваться Книге Агдас; все, что открыто в ней, есть Закон Божий для слуг Его»19. Никаких новых откровений после появления Катаб-и-Агдас в течение тысячи лет быть не может: «Если кто-либо притязает на прямое Откровение от Бога до истечения полной тысячи лет, – таковой, без сомнения, есть лжец и самозванец»20; «Завет Бахауллы продлится до прихода следующего Богоявления21, пришествие Которого произойдет не ранее, чем истечет по крайней мере «одна полная тысяча лет». … Весть о ниспосылаемом Ему Откровении, явленная Бахаулле в тюрьме Сиях-Чаль в Тегеране, в октябре 1852 года, знаменует рождение Его Пророческой Миссии, а тем самым и начало периода в тысячу лет или более того, который должен истечь до прихода нового Богоявления»22. Бахаизм утверждает, что истинность всех предыдущих откровений относительна: «Бахаулла предостерегает людей «постижения» от того, чтобы их толкования Священных Писаний не помешали им признать Богоявление (Бахауллу. – В.П.). Последователи каждой религии, движимые чувством преданности ее Основателю, были склонны считать Его Откровение завершающим Словом Божиим, отрицая саму возможность появления следующего Пророка. Так было в Иудаизме, в Христианстве и в Исламе. Бахаулла объявляет неправомерным представление об окончательном характере Божественного Откровения применительно как к прошлым Заветам, так и к Своему собственному»23. Однако ввиду того, что никаких новых «откровений», как выше было сказано, в ближайшую тысячу лет бахаисты не ждут, труды Бахауллы предлагается считать окончательным авторитетом в вопросах веры24. Заметим здесь, что Христа бахаисты считают истинным Мессией лишь для своего времени25.