Питанов В.Ю.-ШОУ-ГУРУ ШРИ ЧИНМОЙ-А вы не называйтесь учителями,-ибо один у вас Учитель – Христос -Мф.23:8-Отцом

А вы не называйтесь учителями,

ибо один у вас Учитель – Христос

Мф.23:8

Отцом лжи Священное Писание называет дьявола (Ин.8:44), ищущего кого поглотить (1Пет.5:8), а потому «… всякая ложь не от истины» (1Ин.2:21). Зло бодрствует, прельщая вкрадчивыми словами (Кол.2:4) неутвержденные души (2Пет. 2:14), о чем предупреждает Священное Писание: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8); «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13:9). Одной из самых страшных видов лжи является та, которая уводит человека от Бога и приводит к поклонению идолам, так как «…идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5). К сожалению, в современном мире нет недостатка в живых идолах, об одном из них и пойдет речь в данной работе. Его имя Чинмой Кумар Гош.

Главный вопрос, на который мы попытаемся ответить в статье, заключается в следующем: можно ли назвать Чинмоя Кумар Гоша, основателя организации «Центр Шри Чинмоя», духовным учителем? Критериями, на основании которых мы попытаемся найти ответ, будут: правдивость слов этого человека (как выше уже было сказано, ложь, с точки зрения христиан, имеет своим источником дьявола, а потому человек, проповедующий ложь, духовным учителем именоваться не может), а также, помня слова апостола Павла – «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1), – посмотрим, можно ли найти что-нибудь общее между служением Христа и деятельностью Чинмоя. Учитывая, что в книгах Чинмой для обоснования своих идей нередко ссылается на авторитет Священного Писания, посмотрим, насколько Библия согласуется с его учением. Но сначала бросим взгляд в прошлое и познакомимся с биографией героя нашей сегодняшней беседы.

Чинмой Кумар Гош родился 27 августа 1931 года в маленькой индийской деревне Шакпура, штат Бенгалия1. В 13 лет, после смерти родителей, Чинмой со своими братьями и сестрами поселяется в ашраме (общине) Шри Ауробиндо в Пондишери (нынешнее Путтучери), где проводит 20 лет. В 1964 году Чинмой приезжает в Нью-Йорк и несколько лет работает в индийском консульстве. В то время в Америке восточные учения пользовались неслыханной популярностью, поэтому Чинмой решает изменить сферу своей деятельности. В 1967 году он начинает публично выступать, а в 1970 году регистрирует созданную им организацию. Чему же он учит?

Прежде всего, кем Чинмой себя считает? Обратившись к его книгам, мы узнаем, что он считает себя Учителем (с заглавной буквы), достигшим «богоосознания»: «Я – Учитель. Сознание Бого-осознания написано на моем лице и в моих глазах…Вы получите гораздо больше вдохновения, глядя на меня, а не куда-то еще»2.

Учение Шри Чинмоя не отличается большой оригинальностью, в частности он полностью разделяет учение о духовном единстве всех религий, общее для всего движения New Age3: «Истинная духовность не станет требовать отказа ни от какой религии. Если вы останетесь верны своей религии и ведете духовный образ жизни, вы сумеете бежать к цели очень быстро. Ваша собственная религия даст вам твердую уверенность в правильности того, что вы делаете. С другой стороны, вы можете почувствовать необходимость превзойти рамки религии. В любом случае, ваша цель – осознание Бога, воплощающего все религии и, в то же время, находящегося гораздо выше их»4. С точки зрения Чинмоя, объект поклонения совершенно неважен: «Кому бы мы ни поклонялись – Христу или Будде, входной двери или земле – мы поклоняемся Единому Абсолюту»5. Возможно, для Чинмоя нет разницы между «входной дверью» и Христом, но христианский взгляд на этот вопрос принципиально отличается от чинмоевского: поклонение кому-либо, помимо Бога, есть поклонение идолу, однако «…идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4). Когда сатана, искушая Христа, призвал Его себе поклониться, Христос ему ответил: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10). Разделяй Христос концепцию Чинмоя, Его ответ сатане был бы иным.

Чинмой проповедует пантеизм: «…Бог – это все, Бог во всем и за пределами всего»6; «Род людской является органом и частью Бога»7; «Творец и творение есть одно, неразделимое»8; «Бог Любовь пребывает внутри всего, что мы видим»9. Священное Писание также учит, что нет места, лишенного Божественного присутствия: «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер.23:24). Но утверждение о том, что Творец и творение суть одно, с христианской точки зрения, является ложным. Бог творит мир из ничего (2Мак. 7:28)10. Человек творится из «праха земного» (Быт.2:7). Природа Бога и человека, согласно Священному Писанию, отличны, а не тождественны. Человек не является «частью» Бога, Его «органом», как учит Чинмой, и уж тем более нельзя сказать, что «Творец и творение есть одно». Человек творится по образу Божию (Быт.1:26), но дарованный образ не есть тождественность Первообразу, прояснение этого образа до подобия бесконечно: «Мы же все, … взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Если же допустить, что Библия лжет, то в таком случае неясно, зачем же Чинмой обращается к ее текстам?

Естественным проявлением пантеистического учения является утверждение человекобожия. Чинмой пишет: «…когда он (ищущий Бога. – В.П.) осознает Бога, он понимает, что он и Бог едины и во внутренней, и во внешней жизни (выделено нами. – В.П.). Осознание Бога означает отождествление со своим абсолютно высочайшим «Я»»11; «Ваша душа, ваш Учитель и Всевышний извечно одно (выделено нами. – В.П.)…»12. Здесь Чинмой фактически разделяет мнение всех оккультистов13 и большинства неоиндуистов14, в том числе последователей философии адвайта-веданты. Эта мнение заключается в том, что «высшее я» человека, его душа, по природе тождественна Абсолюту, Богу: по сути, «высшее я» человека и есть Бог. Аналогичные утверждения мы можем найти у Блаватской, основательницы теософии: ««Высшее Я» — это дух не мой и не ваш, но подобный солнечному свету, сияющему для всех. Это повсюду распространённое «божественное начало», неотделимое от единого и абсолютного Мета-духа, подобно тому, как луч неотделим от света… «Высшее Я» на самом деле есть Брахман15, Абсолют, и неотличимо от него»16. То, что естественно для неоиндуизма и для оккультизма, абсолютно чуждо христианству. Душа человека («высшее я» в системах оккультизма и неоиндуизма), согласно христианскому вероучению, тварна, а значит, изначально никак не может быть единосущна Абсолюту17. Тело и душа человека творятся одновременно18, следовательно, душа имеет начало, Бог же вечен (Иер. 10:10) и начала не имеет. Священное Писание прямо говорит о том, что Господь неизмеримо выше нас: «Бог выше человека» (Иов. 33:12); «Все народы пред Ним как ничто…» (Ис. 40:17); «благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество – владычество вечное, и Которого царство – в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат» (Дан. 4:31-32). Каждому же претенденту на единство с Богом «во внутренней (!), и во внешней жизни» можно адресовать следующие слова Господа: «… кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь … . На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? … . Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,… чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? … Объясни, если знаешь все это. … Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?» (Иов. 38:2-4, 6-7, 12-17, 18b, 35-36). Ни о какой боготождественности, с точки зрения человека, доверяющего авторитету Священного Писания, невозможно говорить, так как «даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его. Тем менее человек, [который] есть червь, и сын человеческий, [который] есть моль» (Иов. 25:5-6). Предстоя перед Лицом вечного, всесвятого, всеблагого и всемогущего Бога, человек осознает Его величие: «И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен» (Иов. 39:33-34). «Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. …Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов. 37:23-24), «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою» (Откр. 15:3-4). Кстати, если «высшее я» человека тождественно Богу, то следующее утверждение Чинмоя выглядит странным даже в рамках той вероучительной системы, которой он сам придерживается: «Мы очень часто совершаем ошибки, а Он все прощает и прощает»19. Кого здесь Чинмой имеет в виду, говоря «мы»? Кого прощает «Он», если Он и есть «высшее я» человека? Самого себя? Ярче всего в этом вопросе проявляется истинная причина столь активной проповеди сторонниками New Age данного учения. Дело в том, оно уводит людей от Христа: если «высшее я» человека есть Бог, значит, Иисус Христос не является Единственным Спасителем человечества, как учит Священное Писание (Деян.4:11), а каждый человек, раскрывший в себе это «я», становится «спасителем» себя самого. Фактически это философия богоборчества.

Чинмой пишет: «…когда я общаюсь с представителями Западного мира, я использую термин, который вам ближе, потому что чувствую, что так мне будет легче делиться своим опытом»20. Что ж, желание говорить с людьми на понятном им языке вполне оправдано, так поступал, например, апостол Павел: «…для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных» (1Кор.9:20). Но если при этом подменяется смысловое значение терминов, и аудитория не ставится об этом в известность, то эти действия иначе как обманом назвать нельзя. Например, если сказать, что индуисты, как и христиане, ищут духовного совершенства, это будет верно, но если поставить знак равенства между христианским понятием «Бог» и индуистским «Брахман», то это не будет соответствовать действительности, так как Бог христиан – Личность, Брахман же безличностен. Используя терминологию чуждой религиозной культуры, нужно быть очень осторожным, чтобы не допустить подмены понятий. Как справляется с этой нелегкой задачей Шри Чинмой?