Питанов В.Ю.-ВСЕ ЛИ РЕЛИГИИ ВЕДУТ -К ОДНОМУ БОГУ-Содержание- -Предисловие- Введение-1. Миф о «братстве религий»,

– Яшт («почитание», «восхваление», от авестийского йаз – «почитать») – хвалебные гимны, посвященные различным зороастрийским божествам. Основным отличием Яшт от Ясны является то, что каждая молитва книги Яшт посвящена только одному конкретному божеству.

– Малая Авеста включает в себя некоторые краткие молитвы, обычно в Малую Авесту включают и Яшт.

Современный текст Авесты является лишь частью изначального текста. Парсийская традиция относит возникновение Авесты к I тысячелетию до Р.Х. Как считают парсы, по приказу царя Кави-Вишаспа Авеста была записана и сохранена в царском хранилище в Шизе, ее копия хранилась в Истахре, еще ряд копий был разослан в разные места. После нашествия Александра Македонского один экземпляр Авесты был сожжен, другой захвачен греками и переведен ими на греческий язык. Позже Авеста была восстановлена. По парсийскому преданию, первая кодификация Авесты была произведена царем Вологезом (либо Вологезом Первым, царствовавшим в 51-78 гг. от Р.Х., либо Вологезом Четвертым (148-191 гг. от Р.Х.)). Последующая кодификация и перевод осуществлялись при Сасанидах (227-243 гг. от Р.Х.). Фактически Авеста создавалась в период от жизни Заратустры до середины I тысячелетия от Р.Х. Однако самая древняя из имеющихся рукописей Авесты датируется 1278 годом от Р.Х. Все авестийские тексты составлены на восточноиранском языке. Внутренне авестийское собрание разделяется по языковому признаку на две группы. Это обусловлено тем обстоятельством, что Гаты Заратуштры созданы на более архаичном диалекте (его так и называют «диалект Гат»), чем вся остальная Авеста.

Самой древней частью Авесты являются Гаты (Гаты входят в Ясну)479 и некоторые фрагменты Яшта. Остальные разделы появились намного позднее. Учитывая, что, скорее всего, именно Гаты передают учение Заратуштры точнее остальных книг, познакомимся с этой частью Авесты подробнее.

К сожалению, до настоящего времени не все Гаты расшифрованы, смысл половины из них пока не раскрыт. При этом именно Гаты являются основным источником сведений о Заратустре. В Гатах нет ни мистики, ни догматики. Основное внимание в них уделено практическим вопросам, жизненному укладу и вопросам морали. Гаты рассматривают весь мир как разделенный на две сферы: земную, реальную, и потустороннюю, духовную. Главное внимание уделяется земному миру. Фактически содержание Гат сводится к двум видам поучений: 1) о пользе оседлого скотоводства и приумножения богатств; 2) о необходимости справедливого распорядка и управления. Гаты особенно подчеркивают недопустимость жертвоприношений животных. В Гатах предаются проклятию кочевники, которые занимаются угоном скота у скотоводов-земледельцев. Гаты не имеют четких жанровых различий, но все же можно выделить две группы: в первой преобладает восхваление, во второй – проповедь. Рассмотрим учение Заратустры, изложенное в этой книге.

Гаты проповедуют дуалистический монотеизм480 – особую разновидность единобожия, теологическая система которого отрицает существование каких-либо других богов, помимо Одного, но вместе с тем признает существование сверхъестественной силы, антагонистичной богу. Первоначальный («чистый», «гатический») зороастризм просуществовал недолго и всегда оставался религией замкнутого жреческого сословия481. В народе зороастризм понимался политеистически. По-видимому, после смерти Заратустры монотеистические идеи из зороастризма исчезают, а сама религия становится чисто языческой.

Главным богом зороастризма является Ахура-Мазда. Авестийское слово ахура является прилагательным от анху «существование, жизнь», ра – суффикс обладания, поэтому авестийское ахура можно перевести как «обладающий жизнью». При этом еще до разделения иранских и индийских племен под анху понималось не столько физическое существование или жизненный срок, сколько жизненная сила, космическая магическая потенция. Древнейшие индоиранцы не делали четкого разграничения между духовным и материальным, живым и неживым, человеком и животным. Боги, люди, животные, растения, камни, воды – все было наделено своей мерой анху. В древнеиранской традиции ахурами называли обладателей величайшей магической потенции, причем не только богов, но и земных властителей. В значении «жизненный, сущностный» слово ахура использовано в Гатах и в Малой Авесте. Слово мазда значит «мудрость». В зороастризме Ахура-Мазда не является единственным ахурой, но только он вырисовывается в Гатах как самостоятельно действующее божество. Остальные выглядят, скорее, как дополнительные функции божества. Ахура-Мазда представлен в зороастризме как властный, воинственный, но справедливый властитель.

После Ахура-Мазды следующими в пантеоне зороастризма идут Амэша Спэнта (авест. «бессмертные святые»). Их шестеро: Воху Мана («благая мысль») – покровитель скота, Аша Вахишта («лучшая истина») – покровитель огня, Хшатра Ваирья («избранная власть») – покровитель металлов, Спента Армаити («святое благочестие») – покровитель земли, Хаурватат («целостность») – покровитель вод и Амеретат («бессмертие») – покровитель растений. Покровителем человека является сам Ахура-Мазда. Несмотря на то, что Амэша Спэнта – это не столько отдельные божества, сколько аллегории благих качеств Ахура-Мазды, Амэша Спэнта воспринимались народом политеистически, как отдельные боги.

После Амэша Спэнта следуют язаты-боги. Это такие боги, как, например, Митра – древнее божество договора, заключаемого между людьми и между человеком и богом. До Заратустры Митру почитали одним из главных божеств. В древнеиранской традиции Митра считался солярным богом. Митре в зороастризме также отведена роль посмертного судьи, который взвешивает хорошие и плохие мысли человека и определяет, достоин он блаженства или наказания. Помимо Митры, вершителем суда над душами умерших является язат Сраоша. Имя Сраоша означает «слушание, послушание». Сраоша является посредником между Ахура-Маздой и человеком. В отличие от Митры, который связывает божественное и человеческое посредством договора и суда, Сраоша соединяет их путем передачи слова, божественного откровения. Зороастрийцы поклоняются Сраоше как божеству молитвы, обладающему способностью оберегать от сил зла. Кроме Митры и Сраоши, важную роль в зороастризме, будучи одним из самых популярных, играл бог Вэртрагне (дословно – «побивающий защиту»). Это божество являлось Заратустре во многих обликах: в облике ветра, быка, коня, верблюда, вепря, пятнадцатилетнего юноши, ворона, горбатого барана, дикого козла, воина. Божеству Тиштрия, олицетворявшему звезду Сириус в созвездии Большого Пса, поклонялись как отметающему засуху. Зороастрийцы считали, что каждый год Тиштрия в облике белого коня сражается с демоном засухи, которого представляли в образе паршивого, облезлого черного коня. Богиня Ардвисура-Анахита отождествлялась с рекой Амударья и была ответственна за плодородие. Ее имя переводится как «влага сильная, незапятнанная». Кроме указанных выше, в зороастризме есть и иные божества482. Как особый класс божественных существ можно выделить фраваши. Фраваши напоминают ангелов-хранителей каждого существа. В этом смысле они упоминаются в Малой Авесте, где выступают как податели жизни, творцы и защитники, самого Ахура-Мазду называют фраваши. В индоиранской традиции, откуда зороастрийцы позаимствовали учение о фраваши, так называли души умерших предков, которые из загробного мира покровительствовали своим потомкам. Фраваши обладают также и неодушевленные предметы. Интересно отметить, что сам Заратустра учение о фраваши отринул, в зороастризме оно появилось только после его смерти. Согласно зороастризму, фраваши человека существует еще до его появления на свет, в момент рождения человека фраваши соединяется с его телом, а после смерти отлетает от трупа и возвращается в духовный мир, где ему суждено пребывать до конца мировой истории и Судного дня.

Особое место в учении зороастризма играет дух зла. По-авестийски его называют Анхра-Манью, по-среднеперсидски – Ахриман, по-гречески – Ариман. Заратустра считал, что Ахура-Мазда и Анхра-Манью являются близнецами-братьями483, поздний зороастризм учит несколько иначе, утверждая, что изначально они не равны по своей силе, хотя Гаты говорят об их равенстве. Представление об Анхра-Манью как о главе сил зла существовало еще до появления зороастризма. У Анхра-Манью есть собственное войско, основную силу которого составляют дэвы (духи зла). К воинству Анхра-Манью также причисляются и люди, среди них: гомосексуалисты484, разбойники, осквернители огня, иноверцы, ведьмы и колдуны, а также страдающие неизлечимыми болезнями и увечные. Главной целью жизни зороастрийца является помощь Ахура-Мазде в его борьбе с силами зла.

Зороастризм верит в бесконечность пространства и времени. Все пространство делится на две части: бесконечный свет – область владений Ахура-Мазды и бесконечную тьму – область владений Анхра-Манью. Ахура-Мазда сотворил эон – конечный замкнутый отрезок времени, время конечного мира, продолжительностью двенадцать тысяч лет. Это время делится на четыре равные части, в каждой по три тысячи лет. В течение первого периода в три тысячи лет Ахура-Мазда творит мир в идеальном, нематериальном виде, творит идеи вещей. По истечении трех тысяч лет на границе света и тьмы появляется Анхра-Манью. Напуганный светом, он отступает во тьму и начинает копить силы для борьбы с Ахура-Маздой. В следующие три тысячи лет начинается творение мира Ахура-Маздой. В это время творятся Амэша Спэнта. Согласно зороастризму, небо имеет три сферы: сферу звезд, сферу луны и сферу солнца. За сферой солнца находится рай Ахура-Мазды. Внизу находится царство злых духов. Сотворенный Ахура-Маздой мир статичен, но в творение вторгается Анхра-Манью. Его вторжение приводит статичный мир в движение. Произрастают горы, приходят в движение реки и т.д. Вторгшись в творение Ахура-Мазды, Анхра-Манью начинает собственное контртворение. На небе он создает планеты, кометы, метеоры. Зороастрийцы считают, что Ахура-Мазда поручил каждую планету особому существу для нейтрализации ее негативного влияния. Анхра-Манью создал вредных животных (например, волков), загрязнил воду, отравил растения и, в конце концов, довел до смерти первого созданного Ахура-Маздой человека, Гайа Мартан (среднеперсидский Гайомарт). Но от первого человека осталось семя, которое, будучи очищено солнечным светом, породило новых людей. Произошло это так: семя произрастило одноствольный ревень, на котором вскоре появилось пятнадцать листьев. Затем это растение преобразовалось в пару почти неотличимых близнецов, получивших название Смертный и Смертная. Руки Смертного и Смертной оставались на плечах друг у друга, а животы так срослись, что их пол установить было невозможно. Эти близнецы не смогли узнать, кто является истинным творцом, и приписали акт творения Анхра-Манью, однако далее людям удалось размножиться, и те из них, кто впитал истину, стали бороться с Анхра-Манью. Следующие три тысячи лет после творения длится история борьбы с силами зла до рождения Заратустры. После Заратустры мир, по представлениям зороастрийцев, просуществует еще три тысячи лет. В течение этого времени в мир должны прийти три сына Заратустры, три спасителя (интересно отметить, что учение о «спасителях» было привнесено в зороастризм после зарождения христианства, так же как и учения о страшном суде и воскресении мертвых). Зороастрийцы верят, что Заратустра оставил свое семя в озере Кансава, и через каждую тысячу лет это семя будет порождать нового спасителя: в определенные промежутки времени девушки, купаясь в озере Кансава, будут беременеть от этого семени. Третий спаситель Саошьянт («тот, кто принесет пользу») воскресит всех мертвых и уничтожит зло. Мир будет очищен потоком раскаленного металла, все, что останется после этого, обретет вечную жизнь. Согласно представлениям зороастрийцев, злодеям уготованы вечные мучения, а праведным людям – вечное блаженство. Грядущая счастливая жизнь наступит на земле, которой будут управлять благочестивые цари Саошьянты.

Согласно представлению зороастрийцев об устройстве человека, человек обладает бессмертной душой, жизненной силой, верой, сознанием и телом. Душа человека существует вечно; жизненная сила, или душа-жизнь, возникает одновременно с телом в момент зачатия и исчезает после смерти; сознание включает в себя также и чувства; вера не имеет никакого отношения к христианскому пониманию веры, в зороастризме вера – это своеобразный двойник человека, существующий параллельно с ним в запредельном мире, вера меняет свой облик в зависимости от благих и злых мыслей, слов и дел человека.

В первые три дня после смерти человека, душа, как считают зороастрийцы, пребывает рядом с телом у изголовья, читая молитвы. На рассвете четвертого дня душе человека является его вера, сопровождаемая двумя собаками, для того чтобы препроводить душу к месту посмертного судилища у моста Чинвад, где Митра и другие боги взвешивают благие и злые мысли, дела и слова умершего. Если человек прожил праведную жизнь, его вера предстанет перед ним в образе прекрасной пышногрудой пятнадцатилетней девы и проводит его по мосту, грешника встречает старая ведьма. Почитавшие Ахура-Мазду и сохранившие ритуальную чистоту после смерти окажутся в раю, где смогут созерцать весы и золотой трон Ахура-Мазды. Все остальные в конце времен будут навсегда уничтожены вместе с Анхра-Манью. Поминальные службы по умершему человеку продолжаются в течение тридцати лет. Оплакивать умерших в зороастризме запрещено, считается, что слезы создают для души покойного в загробном мире непреодолимую преграду, не позволяющую душе перейти мост Чинвад. Как учит зороастризм, тело, покинутое душой, сразу же занимается демоном трупного разложения, который делает тело умершего своим домом. Отсюда крайне негативное отношение зороастрийцев к трупам: соприкосновение с мертвым телом делает человека, воду и землю нечистыми. Поэтому зороастрийцы тело покойника отдавали на съедение птицам, а оставшиеся кости помещали в специально подготовленные для этого вместилища. Носильщики трупов до конца своих дней считались нечистыми, им нельзя было находиться на расстоянии ближе тридцати шагов от огня и воды и ближе трех шагов от людей.

В зороастризме не было обязательной традиции изображения божеств. Однако определенные образы все же использовались. Например, использовалось изображение крылатого солнечного диска, которое, судя по всему, являлось символом солярного божества, а также символом власти и харизмы, передаваемой, согласно зороастрийским представлениям, божествами от одного праведного правителя другому. Своих богов зороастрийцы изображали и в виде статуй. Высекались рельефные изображения богов.