Питанов В.Ю.-ГРАНИ ОККУЛЬТИЗМА: -ОТ ГЕРМЕТИЗМА ДО МАГИИ -И ЭКСТРАСЕНСОРИКИ-Содержание-Введение-1. Оккультизм, или

Проблема поиска «тайных знаний» существовала всегда. Шаманизм и герметизм, элевсинские мистерии Древней Греции и гностицизм первых веков христианства, орден тамплиеров и масоны - все это грани одного и того же явления под общим названием оккультизм. На протяжении веков оккультизм меняет свои названия, но не свою сущность. Новые формы выражают старые идеи, и все тот же призыв к человеку стать богом без Бога (Быт.3:5) остается главным искушением оккультизма. Не меняются и методы искушения человека: искушение чудом (Мф.4:3, 6), искушение властью (Мф.4:9). Для многих наших современников поиск «тайных знаний» стал смыслом жизни вопреки стремлению к исполнению заповедей Божьих: «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор.29:29). Новоявленные подвижники оккультизма в своем ослеплении отворачиваются от слов Христа: «… Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего (выделено нами. – В.П.)» (Ин.18:20), утверждая, что в Священном Писании есть сокрытые от людей тайны. Обольщение и гордыня толкает их к неосознанному богохульству, обвинению Бога во лжи, ведь если в Священном Писании есть сокрытое знание1, то, значит, ложны слова Бога: «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: "напрасно ищете Меня". Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину» (Ис.45:19).

В нашей стране, в период власти коммунистов, проблемы, связанные с широким распространением оккультизма почти не возникали2. Но падение «железного занавеса», «перестройка» и провозглашение «религиозного плюрализма» вдохнули новую жизнь в эту древнюю изнанку духовного пути человечества. Конец восьмидесятых - начало девяностых годов XX века стали тем рубиконом, когда исчезли всякие преграды к популяризации и широкому распространению оккультизма.

Перед современным христианским апологетом часто встает серьезная проблема: как разобраться в том обилии оккультных школ, которые распространены в нашей стране, как достучаться до ослепленных жаждой «тайных знаний» и показать им гибельность того пути, на который они встали. Отсутствие у современных христианских апологетов полемической традиции с оккультизмом, плохое знание оккультных доктрин заставляет их совершать многие ошибки, находить в оккультизме то, чего там нет, и не замечать того, что может помочь в апологетической практике3.

Данная работа представляет собой одну из попыток восполнить существующий пробел в области христианской апологетической литературы. В ней мы кратко рассмотрим оккультную доктрину, а также затронем основанные на оккультном учении школы магии и экстрасенсорики. Читатель сможет не только ответить для себя на вопрос, почему христиане не любят оккультизм и чем вредна магия, но и узнает насколько оккультные знания соотносятся с наукой и что можно ожидать от встречи с последователями оккультизма.

1. Оккультизм, или о чем не должны знать непосвященные

Термин оккультизм возник в XVI веке, до этого времени эзотерические учения обычно называли мистикой, мистицизмом4. Современное оккультное мировоззрение оформилось в XIX веке в Европе5, чему во многом способствовал французский оккультист Элифас Леви6, который систематизировал оккультные знания, придав им стройную систему. С этого времени понятие оккультизм получило широкое распространение.

Современные ученые, не являющиеся приверженцами оккультной доктрины, так определяют оккультизм: «Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но доступных лишь посвященному. Цель ритуала посвящения – дать посвященному новое видение мира и помочь достигнуть «высшей степени» сознания, при которой скрытые силы могут им контролироваться. При этом мир представляется одухотворенным, а его силы находящимися в непрерывном динамическом взаимодействии»7. В оккультизме распространено убеждение, что по-настоящему понять оккультизм может только тот, кто его практикует. Считается, что непосвященные видят лишь форму и не способны постичь суть8. Поэтому практикующие оккультисты к любым неоккультным толкованиям своего учения относятся скептически.

Понятие оккультизм не является названием какого-то одного конкретного учения, а представляет собой общее обозначение целого класса учений, в основе которых лежат некие объединяющие их идеи: самосовершенствование собственными силами, безличный бог, наличие неких «высших сил», человекобожие. О многообразие оккультных учений говорят сами оккультисты: «… наука оккультизма произвела на свет различные доктрины и братства»9; «теория каббалы самым сложным образом переплетена с алхимией, герметизмом, розенкрейцерством и масонством. Слова Каббала и Герметизм сейчас рассматриваются как синонимы, объединяющие все тайны и эзотеризм древности»10. Современный оккультизм имеет множество названий: «Оккультные Науки – науки тайн природы – физических, психических, ментальных и духовных; называемые герметическими и эзотерическими науками. На западе таковой можно назвать каббалу; на Востоке – мистицизм, магию и философию йоги… Эти науки сейчас, так же как и в течение веков, сокрыты от толп, по той основной причине, что они никогда не были бы оценены эгоистичными образованными классами, так же как не были бы поняты необразованными11… Факты оккультной науки обладают настолько глубокой природой, что в большинстве случаев в европейских языках не существует слов для их выражения12…Оккультист – это тот, кто изучает различные отрасли оккультной науки»13.

Несмотря на наличие большого количества оккультных школ, философское ядро оккультизма едино: «Оккультизм представляет целую стройную философскую систему, имеющую целью синтезировать знания, чтобы установить законы, управляющие всеми явлениями видимого и, главным образом, невидимого мира»14. Для познания невидимого мира и его проявлений в видимом мире оккультизм применяет «особый метод – аналогию15»16.

Сами оккультисты считают свое учение религиозным: «Оккультная наука по своей природе относится к области религии…. Оккультизм должен быть религиозен не только в теории и чувствах, но и на практике, и должен иметь свой культ…»17.

Учение о Боге в оккультизме противоречиво: с одной стороны «Бог – есть абсолют (Бытие и Не-Бытие), проявляющийся в вечности бессмертием индивидуализированного бытия, исторгнутого из мрака Не-Бытия»18. Оккультизм исповедует монизм, в соответствии с этим учением Бог и Вселенная суть одно19, вся Вселенная едина с Богом. Помимо того, оккультисты утверждают: «Вся совокупность вещей и существ нашей природы является носителем и выразителем Божества …»20; «Бог присутствует в каждой малейшей частичке мироздания и в каждом из нас, в каждой из клеточек, составляющих организм»21. Эти заявления позволяют говорить о том, что оккультизму не чужд пантеизм22. Пантеизм учит, что все есть Бог, вне Бога нет ничего, и все сущее отождествляется с Богом. Но наличие вышеприведенных утверждений не мешает оккультистам считать, что «…Бог, проявляющийся в двух великих космических началах: Природе и человеке, обладает собственным независимым существованием… первопричина всего сущего не вмешивается самолично в естественный ход явлений Природы, подобно тому, как человеческое сознание не вмешивается в действия сердца или печени»23. Представление о Боге, не вмешивающимся в естественный ход природы, характеризует деизм. Деизм24 признает существование Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира и законов, управляющих миром, при этом Сам Бог трансцендентен ему, абсолютно непознаваем для человека и никакое общение между Богом и человеком невозможно. Каким образом в сознании оккультистов совмещаются взаимоисключающие идеи учений пантеистического монизма и деизма - загадка25. Христианский апологет должен с самого начала осознать, что оккультизм и принципы формальной логики несовместимы.