Kniga Nr1342

Подобные искусственно вызванные переживания могут трактоваться с точки зрения православного миропонимания как проявления прелести124. Если в основе медитации чаще всего лежит мысленное созерцание какого-либо объекта ради отождествления с ним, то одним из важнейших условий православной молитвы, кроме смирения и покаяния, является сознательный отказ от любых визуализаций, мысленных представлений: «…сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе»125; «Когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых..., и рассуждает о том тогда – во время молитвы, зря на небо, и подвигает там душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже и слезы и плачет…, мало-помалу (молящийся так) начинает кичиться в сердце своем, сам того не понимая; ему кажется, что делаемое им есть от благодати Божией в утешение ему, и он молит Бога сподобить его всегда пребывать в таком делании. А это есть знак прелести: ибо добро уже не добро, когда не бывает добрым образом и как следует… . На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими, и подобное»126. Святые отцы учат не только избегать чувственного отношения к объекту молитвы и не воображать его, но призывают не принимать те видения, которые могут посещать молящегося во время молитвы: «Безмолвствуя и желая один быть с единым Богом, никогда не принимай, если увидишь что-либо чувственное или мысленное, внутрь тебя или вне, – лик Христов, или Ангела, или образ Святого, или световое изображение, мечтаемое умом; не верь сему с негодованием, хотя бы то и доброе что было… . Храни же ум свой всегда бесцветным, безобразным, безвидным…»127

По мнению доктора Кристиана Шурко (Оксфорд), медитация есть не что иное, как техника вызывания галлюцинаций128: «В науке известен синдром деперсонализации, заключающийся в том, что человек не идентифицирует себя с собой, утрачивает свое самосознание. Растворяясь в предмете медитации, упражняющийся добровольно отрекается от себя, разрушает цельность сознания»129.

Если в Православии одним из обязательных условий молитвы является трезвенное и бдительное внимание к своим духовным переживаниям, то в сектах наблюдается прямо противоположная ситуация. Сектанты ищут сверхъестественных «откровений», причем критический анализ характера приобретенных переживаний полностью отсутствует. Медитативная практика становится для сектанта источником наслаждения. Профессор Ф.В. Кондратьев сравнивает состояние адепта секты, применявшего медитативные техники и познавшего «радость медитации», но по каким-либо причинам вынужденного прекратить регулярную медитативную практику, с состоянием абстинентной ломки наркоманов130. Известный ученый Карл Юнг (который, как известно, сам занимался оккультизмом), проанализировав практику восточных медитаций, пришел к выводу, что медитация является неуправляемым процессом, который не всегда зависит от медитирующего и его наставника и может приводить не только к обретению сверхспособностей, но и к психической дезорганизации, причем прогнозировать последствия медитации не представляется возможным131.

По результатам исследований немецких ученых, опубликованных в 1980 году, у людей, активно практиковавших так называемую «трансцендентальную медитацию», были выявлены следующие психические отклонения: «Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (63%), «состояние беспокойства» (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству»132.

Медики свидетельствуют о сомнительной пользе «духовных практик», применяемых сектантами. Например, в заключении Останкинского межмуниципального районного суда г. Москвы от 18 апреля 1995 года, принятого на основании изучения результатов духовных практик, применявшихся в организациях секты АУМ Синреке133, сказано: «…судом установлено, что используемая религиозными организациями (входящими в секту АУМ Синреке. – В.П.) методика изучения мантр (молитв), их тысячекратное повторение, сопровождаемое специальным музыкальным оформлением, вызывает при определенной продолжительности их применения состояние, соответствующее понятию «самогипноз», также используется практика «глубокого дыхания», при применении которой возможны потеря сознания, такие изменения мозга человека, которые соответствующими медицинскими приборами фиксируются как «смерть мозга» («плоские линии», «прямые линии»), проявление имеющихся или возникновение психических заболеваний… . Применяемая в деятельности указанных религиозных организаций психическая нагрузка приводит к учащению пульса, нарушению желез внутренней секреции, … – эти действия требуют обязательного медицинского контроля, у женщин после практик, применяемых в этих религиозных организациях, нарушаются детородные функции, происходит, так называемая, психологическая кастрация, малокровие, дается установка, полностью устраняющая функцию яичников…»134.

4.7.1. Рекомендации миссионеру

Общаясь с сектантом, который занимается оккультными или восточными практиками, обратите его внимание на то, что в сектах отсутствует учение о прелести. Познакомьте с ним сектанта. Сектант может проводить параллели между практикой чтения Иисусовой молитвы, умным деланием и чтением мантр. Что такое мантра? Мантра – это «текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные»135. Существуют различные виды мантр: например, есть мантры, цель которых – разрушение136, есть мантры, цель которых – исцеление болезней137, мантры существуют практически на все случаи жизни, более того, есть мантры, которые являются именами злых духов138. При чтение мантр часто рекомендуется доводить себя до психологической экзальтации. Докажите сектанту, что проводить параллели между чтением Ииусовой молитвы и мантрами неуместно139. Во-первых, принципиально отличаются цели практики, различны представления о Боге. Во-вторых, в сектах огромное внимание уделяется форме практики, главенствует магический подход: соблюдение формы практики означает достижение цели. «Спасает» мантра, правильно читаемая. В Православии важна искренность молитвы, искренность обращающегося к Богу, степень личного покаянного чувства. Согласно учению Православной Церкви, спасение не является результатом механического выполнения какой-либо практики, оно есть результат синергии (соработничества) Бога и человека, дела Искупления, совершенного Спасителем, и собственных усилий христианина, направленных на усвоение плодов Искупления. Обратите внимание сектантов на то, что в Православии запрещены все формы визуализации во время молитвы.

В связи с рассматриваемой нами темой приведем следующую рекомендацию Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV: «…Православным ответом (на практику восточных медитаций. – В.П.)… должно стать новое обретение и актуализация великого духовного наследства исихазма. Исихазму известны технические приемы, подобные азиатским, которые являются средством освобождения от «страстей», очищения ума от помыслов», соединения ума и сердца; при этом используются различные телесные позы и физиологические ритмы, например дыхания. Но если индуистский аскет погружается и постепенно растворяется в светоносной бездне «Я», отождествляемого с абсолютом, исихастский аскет обнаруживает, что свет этот исходит из личностного источника – бесконечно близкого и вместе с тем неприступного…Медитация не замыкается на себя самое, но становится молитвой, то есть «разговором», отношением…»140. В восточных и оккультных сектах стремятся принизить значение догматов, выдвинув на первое место практику. Но любая практика вытекает из догмата. Догмат ее формирует и помогает интерпретировать духовный опыт. Это все нужно стремится донести сектанту141.

4.8. Лжепророчества

Лидеры сект, претендуя на обладание харизматическими дарами, в том числе и на дар пророчества, активно лжепророчествуют. В частности, знамениты этим «Свидетели Иеговы», которые «назначали» конец света на 1914, 1918, 1925, 1975 года142. Присутствуют лжепророчества и в других сектах. Здесь мы не будем рассматривать богословский аспект этой проблемы, а снова остановимся на психологической стороне вопроса.