Kniga Nr1342

Религиоведение является наукой5. Наука ставит своей задачей выработку объективных, систематизированных и обоснованных знаний о мире6. Для того чтобы наука могла достичь поставленных перед собой целей, она применяет научную методологию. Методология – это «учение о нематериальных средствах познания и преобразования действительности»7, также методология – это «совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке»8. Если религиоведение – наука, то христианство – религия, а значит, прежде всего, вероучение, оказывающее влияние на формирование мировоззрения человека. Например, для светских религиоведов христианство – это одна из форм религиозной идеологии, но, по утверждениям самих ученых, идеология принципиальным образом отличается от науки: если наука решает задачи теоретико-познавательного характера, то идеология имеет социально-практические функции9. Наука накапливает, систематизирует знания об окружающем мире и стремится его преобразовать, мировоззрение выражает восприятие этого мира. Именно поэтому ученые, имеющие разные мировоззренческие позиции, могут заниматься одними и теми же научными дисциплинами. Один ученый не может обвинить в предвзятости другого ученого только на основании того, что последний придерживается мировоззренческой системы, отличной от его собственной, для этого он должен доказать несостоятельность его научной аргументации. Никому не придет в голову обвинить физика в профессиональной несостоятельности на том основании, что он христианин, почему же за христианскими апологетами отвергают право на научный анализ сектантства только потому, что они христиане? И если эта логика верна, почему те же «объективные» религиоведы и прочие защитники сектантства не отрицают за сектантами право оценивать христианство на том основании, что они не христиане? Нет ли тут логики двойных стандартов?

Если мы откроем Конституцию РФ, то можем там прочитать, что Россия является «светским государством»10, но означает ли это, что она является атеистическим государством? Нет, так как атеизм представляет собой одну из форм идеологии, а в России, согласно Конституции, «признается идеологическое многообразие… Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»11. Таким образом, человек, придерживающийся материализма или иного мировоззрения, не имеет привилегий по сравнению с человеком, исповедующим христианство.

Сектантство – это, прежде всего, проблема мировоззренческого характера. И любой образованный человек путем сравнительного богословского или религиоведческого исследования христианского вероучения и учений сект, имеет полное право12 делать самостоятельные выводы о том, насколько они соотносятся друг с другом. Сама возможность констатации отличий христианства и сект еще не несет в себе предвзятости. Например, если христианин утверждает, что ересь арианства, которую разделяют «Свидетели Иеговы», была отвергнута еще на Первом Вселенском Соборе13, то это исторический факт, а не предвзятое суждение. Если христианин утверждает, что толкование теософами14 догмата о Пресвятой Троице не имеет никакого отношения к христианству, то это тоже факт, констатация которого не несет в себе ничего антинаучного. И если на основании данных фактов делается вывод, что те же теософы или «Свидетели Иеговы» не имеют никакого отношения к христианству, то в чем же здесь вина христиан?

В Священном Писании сказано: «… [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Это означает, что христианин должен знать христианское вероучение и уметь его отстаивать. Апостол Павел призывал христиан: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Чтобы отвращаться от «бабьих басен» и отделять «плевелы» от «доброго семени» (Мф.13:37-38), тоже необходимо знать собственную веру. Поэтому, если христианский апологет в своей деятельности не нарушает такие научные принципы, как объективность рассмотрения предмета, принцип конкретности, принцип всесторонности рассмотрения и принцип историзма15, то его подход не менее научен, чем подход любого другого человека, не придерживающегося христианского мировоззрения. Если светский религиовед или любой человек, не исповедующий христианство, обвиняет конкретного христианского апологета в его научной несостоятельности и предвзятости, он должен доказать это с помощью реальных фактов. Почти в каждом случае обобщения от отдельных примеров к общим утверждениям являются логически некорректными16. Даже если в апологетических работах отдельных христиан обнаруживаются отдельные ошибки в изложении ими учения и истории отдельных сект, то это не является достаточным условием для вывода, утверждающего патологическую неспособность христиан к объективности в оценке феномена сект. Несогласие христиан с сектантами тоже не может являться признаком научной несостоятельности христианских апологетических исследований, так как критический анализ всегда лежал и лежит в основе науки. Если сектанты имеют право на критический анализ традиционного христианства, то такое же право имеют и христиане. И проблема заключается только в том, насколько грамотно и научно корректно они реализуют это право. Христиане же придерживались и будут придерживаться призыва: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13).

1.3. Определения терминов «секта», «культ», НРД

К сожалению, до сих пор не существует единого определения такого понятия, как «секта»17, правильнее будет сказать, что существуют многие десятки определений. Это связано главным образом с тем, что каждый специалист определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции, так как сектоведение не относится к тем наукам, которые носят экспериментальный характер. Поэтому в сектоведении, как в философии и религиоведении, огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме.

Наиболее популярными подходами к пониманию проблемы сектантства можно назвать следующие: подход внеконфессионального религиоведения (атеистического по своей сути); подход конфессионального богословия (православного, католического, протестантского); психологический и социологический секулярные подходы.

– Подход внеконфессионального религиоведения

Так сложилось, что в большинстве вузов нашей страны религиоведение преподают бывшие специалисты в области марксизма-ленинизма, после крушения советской идеологии быстро перепрофилировавшиеся на преподавание нового для них предмета. В их подходе чувствуется влияние коммунистических представлений о «классовой борьбе» между традиционными Церквями и сектами: «Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направления»18.

Данное определение, на наш взгляд, страдает излишней обобщенностью. Приняв его, можно было бы отнести к числу сект все протестантские конфессии. Практического значения, с точки зрения православного богословия, данное определение не имеет.