Kniga Nr1342

– Теория когнитивного диссонанса95

В 1950 году психолог Леон Фестингер в результате своих исследований обнаружил зависимость между поведением человека и его мыслями, чувствами, убеждениями. Суть его открытия сводилась к тому, что между поведением человека, его мыслями и чувствами существует взаимосвязь. Если Вы измените поведение человека, его мысли и чувства также изменятся, сводя диссонанс к минимуму. Представим, что человек попал в секту. Фактически сразу же его начинают подталкивать к определенному образу поведения: носи такую одежду, посещай мероприятия секты, веди себя как твои «братья и сестры», не выделяйся. Медитируй и молись столько-то и тогда-то, общайся с теми-то и т.д. Человек начинает вести себя как сектант, но это противоречит его прежним убеждениям и образу жизни. Возникает вопрос: почему я веду себя, как эти люди? Частым ответом служит: вероятно потому, что я разделяю их взгляды на жизнь, их систему жизненных ценностей. Поведение человека должно соответствовать его убеждениям, если же этого не происходит, человек начинает ощущать внутренний психологический диссонанс, который необходимо преодолеть и как можно быстрее. Сделать это можно двумя путями: или убедить себя в истинности учения секты и ее образа жизни, т.е. изменить собственные убеждения, или отказаться от секты, навязываемого ею образа жизни и вернуться к прежнему. Третьего пути нет. Вывод очевиден: подводя человека к определенному образу поведения, можно заставить его изменить свои убеждения, установки и свое мировоззрение в целом.

Вернемся теперь к установочной системе. Как уже было отмечено выше, одним из основных свойств установочной системы является зависимость всех ее составляющих друг от друга. Изменяя один параметр системы, можно изменить другой. Оказав влияние на поведение человека, можно воздействовать на его убеждения и сделать адептом секты.

Итак, что же такое контроль сознания? Теория контроля сознания – это практическое применение хорошо обоснованных и экспериментально проверенных данных научной психологии к феномену быстрых и резких изменений поведения, мышления и чувств у людей, оказавшихся в группах (как религиозных, так и любых других) с высоким уровнем социально-психологического манипулирования и давления. Известный отечественный исследователь методик контроля сознания Евгений Волков дал следующее определение понятию контроля сознания: «Контроль сознания (или «незаконное влияние», как его иногда называют зарубежные специалисты) – это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют»96.

– Модели Маргарет Т. Сингер и Роберта Джея Лифтона

Существует несколько ставших уже классическими моделей контроля сознания сектантов и тех условий, в которых цели методик контроля сознания достигаются наиболее эффективно. Во-первых, можно выделить модель американского военного психолога, ныне адъюнкт-профессора университета в Беркли Маргарет Т. Сингер, которую она сформулировала в своей книге «Культы среди нас»97. Маргарет Т. Сингер работала психологом в армейском госпитале Уолтера Рида в 1950 годы. Она исследовала состояние бывших военнопленных корейской войны, а также состояла в группе армейских психологов и психиатров, которой правительство США поручило исследовать феномен трансформации мышления и разработать на будущее стратегию защиты от него. На исследование данной темы Сингер потратила не один десяток лет своей жизни. В результате предпринятых исследований Маргарет Т.Сингер пришла к выводу, что для достижения эффекта контроля сознания, необходимы следующие условия:

1. Завоевание контроля над временем человека, особенно, временем на размышления.

2. Создание у новичка ощущения беспомощности, при одновременной демонстрации модели поведения, выработать которую стремится руководство секты.