Kniga Nr1342

3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений, наказаний, практических действий с целью подавления прежнего социального поведения новичка. Использование измененного состояния сознания для манипуляций жизненным опытом адепта.

4. Создание плотно контролируемой системы, в рамках которой всех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать свою «врожденную неполноценность».

5. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетентности и информированном согласии личности).

Роберт Джей Лифтон наравне с Маргарет Сингер входил в группу, изучавшую феномен контроля сознания. В своих исследованиях Лифтон также опирался на богатый практический материал, предоставленный корейской войной и последовавшими за ней научными изысканиями. В результате Лифтон выделил следующие восемь критериев этого феномена:

1. Контроль жизненной среды и общения в пределах этой среды: сюда относится не только общение людей друг с другом, но и проникновение в сознание человека групповых представлений, постепенно начинающих управлять его внутренним диалогом. Человека помещают в психологически замкнутую, а в некоторых случаях и физически ограниченную среду. Замкнутость лишает человека альтернативы, возможности сравнивать свой образ жизни и свои жизненные ценности с любыми другими, смотреть со стороны, что облегчает возможность манипулирования им.

2. Мистическое манипулирование: специальная технология планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные и «сверхъестественные» события. Все манипулируют всеми ради достижения высших целей. Любое внешнее действие трактуется в мистическом плане: если пошел дождь, то это случилось из-за того, что Америка не любит «преподобного» Муна, если Вы споткнулись, то это потому, что у Вас появились плохие мысли об организации и т.д. Известны практики, приводящие к эффекту галлюцинаций, которые могут быть интерпретированы в мистическом смысле.

3. Требование чистоты: установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию комплекса вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя виновато и работает еще усерднее. Каждый человек грешен, у каждого есть свои слабости. В сектах спекулируют на человеческих слабостях. Например, человек начинает критиковать лидера организации, а в ответ слышит: «Брат, разве ты безгрешен? Это тебя искушает сатана! Нашей организацией руководит Бог, если ты сомневаешься в организации, значит, ты не любишь Бога!». В сектах считают, что кроме руководства никто не способен судить о том, как надо жить и во что верить.

4. Культ исповеди: разрушение границ личности, предписание делиться и признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а запоминается или документируется для дальнейшего использования в целях контроля. В ортодоксальном христианстве существует таинство Покаяния, в сектах же практикуют некую пародию на него. Информация, которую человек сообщает о себе, активно применяется для оказания на него давления, выработки у него чувства вины. В случае выхода из секты эта информация иногда используется для запугивания бывшего последователя с целью скрыть правду о покинутой им организации.

5. Священная наука: вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не оставляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения. Только позиция руководства секты, ее точка зрения является правильной во всех вопросах.

6. «Передергивание» языка: стремление к ограничению мышления членов группы черно-белыми «мыслепрерывающими» клише, понятными только для посвященных. Тот, кто контролирует язык человека, – контролирует его мышление. В сектах часто создается свой собственный язык, активно изобретаются новые понятия, в результате чего образуется своеобразный «профессиональный» сектантский жаргон. Человека приучают не только говорить на нем, но и думать. Но ведь слова – это, прежде всего, смысловые понятия, за ними – их содержание. Язык ученого отличается от языка грузчика, язык завсегдатаев ночных клубов отличается от языка любителей филармонии. При общении это очевидно, и разница не в словах, а в жизненных ценностях. Изменяя язык, руководство секты влияет на систему жизненных ценностей своего адепта. Также с помощью этого приема его отделяют от несектантского сообщества. Научившись мыслить на языке секты, человек вскоре замечает, что за ее пределами его не понимают, он начинает ощущать дискомфорт при общении с внешним миром и идет туда, где его поймут, где с ним говорят на одном языке, т.е. в секту. В сектах часто используют общеупотребительную лексику в новом ее истолковании. Например, храм для православного человека – дом Божий, а для Свидетеля Иеговы – дом сатаны. Теперь представим, что Вы приглашаете иеговиста в церковь. Как Вы думаете, какую реакцию могут вызвать ваши слова? Как показывает опыт, даже бывшие члены этой организации испытывают страх перед Церковью, что достигается, в том числе, и с помощью загруженной лексики.

7. Доктрина выше личности: навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности. В секте не подразумевается снисхождение учения к человеку, наоборот, человек должен подстроиться и полностью реализовывать учение на практике.

8. Разделение существования: вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и «расстриги» – не имеют. В секте всех, кто не является ее членами, в лучшем случае считают невеждами, а чаще – просто рабами тьмы, дьявола. На всех, кто не состоит в секте, смотрят «сверху вниз». Потому члены секты не способны к построению равноправного и равноуважительного сотрудничества.