Питанов В.Ю.-ЛЖЕГУРУ СУМИРАН-Россия в начале девяностых годов теперь уже прошлого века стала частью духовного

Россия в начале девяностых годов теперь уже прошлого века стала частью духовного рынка «нетрадиционной духовности», давно существующего на Западе. Появилось огромное количество людей, считающих себя духовными учителями-гуру, великими посвящёнными в «тайные знания», информацию о которых сейчас можно найти без труда в любом отделе эзотерической макулатуры российских книжных магазинов, или же просто скромно считающих себя Богом! Один из представителей этого широкого движения «нетрадиционной духовности» и будет героем данной статьи.

Зовёт себя наш герой Свами Дхарма Сумиран. Автор статьи написал Сумирану электронное письмо, в котором попросил его расшифровать данный псевдоним, а заодно назвать своё настоящее имя. В ответ было получено следующее письмо: «Полное имя «Swami dharma sumiran», переводится как  «вспоминание Дхармы"». Дхарма - эквивалент христианского «Бог», китайского «Дао». Насчёт того, является ли термин «дхарма», применяемый в буддизме и индуизме, смысловым эквивалентом христианского понятия «Бог» и китайского «Дао», мы поразмышляем отдельно. Пока же лишь констатируем тот факт, что найти настоящее имя героя нашей статьи не удалось, и придётся называть его «Сумиран».

Прежде чем автор продолжит своё повествование, необходимо сказать несколько слов об источнике информации о Сумиране, а так же о критериях оценки духовных претензий данного человека используемых автором данной статьи.

Источником информации о Сумиране является его сайт http://sumiran.narod.ru/, все цитаты взяты оттуда1. Что касается критериев оценки тех идей, что предлагает своим поклонникам Сумиран, то они достаточно просты. Прежде всего, язык, точнее используемая Сумираном лексика. Всё дело в том, что лексика отражает определённые идеи. Например, есть христианская лексика: Троица, Христос, Воскресение, Церковь, Второе Пришествие и т.д. Не сложно предположить, что человек, использующий её при описании своей духовной жизни, скорее всего, является христианином. Так же и с другими религиями и «нетрадиционными религиозными движениями»; у них есть свой язык, который отражает их мировоззрение, их духовную практику. И если человек с помощью этого языка выражает своё видение мира, то можно предположить, что именно легло в основание его духовной жизни и его мировоззрения. Также посмотрим, кого Сумиран считает своими учителями. Известно, что духовный учитель сильнейшим образом влияет на ученика, и, познакомившись с учителем, многое можно сказать и о его ученике. Далее мы посмотрим, какую литературу Сумиран советует читать своим последователям. Напоследок попытаемся определиться, в рамках какой религиозной системы мировоззрение Сумирана будет «своим». Также попытаемся ответить на вопрос: можно ли Сумирана считать христианином, буддистом или индуистом? Ведь если нет, то тогда он является человеком вне традиции, и его претензии на духовное водительство другими несостоятельно. В индуизме и буддизме придают большое значение принадлежности к традиции, как, впрочем, и в Православии. Начнём же с изложения биографии нашего героя и знакомства с его мировоззрением, а в конце перейдём к критическому анализу его учения.

Родился будущий гуру2 в Воронеже в 1969 году. Сумиран закончил Воронежский Государственный Университет по специальности ядерная физика и Воронежский Педагогический Университет по специальности психология. Более о его жизни ничего не известно, поскольку Сумиран на своём сайте ничего о ней не рассказывает. Известно, что он увлекался ушу, на сайте об этом сказано так: «Swami Dharma Sumiran - инструктор и судья Воронежской областной федерации УШУ, серебряный призер чемпионата России по УШУ 1990 г., серебряный призер первого чемпионата СССР по УШУ 1990 г.». Сумиран утверждает, что учился у некоего Камала, который, в свою очередь, был учеником Раджниша. Полтора года Сумиран путешествовал по Индии и Непалу, посещая различные монастыри, ашрамы и храмы индуизма и буддизма. Себя Сумиран считает мастером «традиции Адвайта Веданты». Сумиран утверждает, что, кроме посещения индуистских и буддийских храмов, он заходил в мечети и суфийские дурги Турции, Египта и Таиланда. Познакомимся поподробнее с его духовным путём.

Сумиран начал свои духовные искания с ушу. В интервью, опубликованном на его сайте, он рассказывает следующее: «…сначала был этап Востока, восточного подхода. Года два я всем этим занимался, и был очень интересный момент, я почувствовал, что все эти красивые, восточные концепции не помогают мне в моей обычной жизни. То есть был очень сильный разрыв между религией, мистикой и моей жизнью. Я не знал, как это увязать. Были идеи, я с ними соглашался, но на событийном уровне я понял, что я не знаю, как себя вести, что делать». Далее, Сумиран начинает заниматься психологией и получает образование психолога. Он так освещает этот момент свой жизни в интервью: «…я пришел к психологии уже после того, как я прикоснулся к религии, к мистике, именно потому, что я увидел, что это не работает во мне, я еще не готов соединить это с жизнью. А психология дала мне определенную опору, то, что можно "пощупать", делать, и я достаточно серьезно ее изучал, Очень много тренингов проходил, закончил институт, на базе высшего еще одно высшее по психологии получил». В дальнейшем психология отходит для Сумирана на второй план: «Потом, через какое-то время, мне удалось соединить мистику с жизнью, но к тому времени уже какие-то годы прошли. Я смог увязать идеи Лао-цзы, идеи Будды, христианские идеи с моей жизнью3; не стало разрыва. И тогда психология отошла на второй план. Хотя я ее продолжаю знать, использовать, но уже как прикладную науку4». Интересно отметить, что Сумиран не имел никакого опыта христианской жизни, что впрочем, не помешало ему «увязать идеи Лао-цзы, идеи Будды, христианские идеи» со своей жизнью. Но об этом мы ещё поразмышляем далее. В своём интервью Сумиран упоминает некие личные мистические переживания: «Я пробовал в разных направлениях, и пить тоже, многое было исследовано. Просто было понято, что это не работает. Наверное у меня была определенная внутренняя предрасположенность к психологии, эзотерике. Кроме того, в возрасте двадцати одного, двадцати двух лет у меня были определенные мистические опыты, которые не были связаны с моими какими-то значительными целевыми усилиями». Далее Сумиран рассказывает, что он никак не мог осмыслить свой мистический опыт: «…Я на протяжении полугода получал совершенно потрясающий опыт, который я совершенно не мог осмыслить, понять в то время… Это сбило мою фиксацию, мою точку сборки колоссальным образом, потому что тогда я получал опыт, который обычному человеку просто даже представить нельзя… Это было как благословение, и когда это ушло, я уже знал, ради чего я занимаюсь». Итак, в возрасте двадцати одного-двадцати двух лет Сумиран получает некие мистические переживания, ради получения которых он не прилагал никаких усилий5, которые он не мог осмыслить в момент их получения и которые сильнейшим образом повлияли на его жизнь. Сумиран так рассказывает о своих переживаниях: «Я не знаю, почему, откуда это пришло, почему ко мне. И периодически, на протяжении моей жизни эти подарки приходят. Это то, что нельзя сделать самому, это то, что может быть дано тебе только Богом6. Это приходит без усилия, это приходит внезапно, это случается, когда ты не ждешь. Эти опыты, идут в моей жизни красной нитью с разной периодичностью, и я тут, конечно, благодарен существованию». Интересно отметить, что от самого Сумирана, для получения данного и последующих мистических опытов особых усилий не требовалось: «Это мой опыт, и я ощущаю полноту жизни. Причем просто сидя на диване, проживаю, может быть, то, что люди проживают, когда путешествуют где-нибудь, на Эверест залезают. Мне достаточно сидеть на диване, это дешево, экономично, не требует никаких усилий, средств. Если идти внутрь себя, можно попасть в потрясающе красивые пространства».

Обратимся к тем идеям, что популяризирует Сумиран среди своих последователей. Прежде всего, в интервью среди авторитетных для себя людей он упоминает: Гурджиева, Раджниша, Кастанеду, Кришнамурти. Вот некоторые из рекомендованных его ученикам для чтения авторов: Ошо (Бхагван Шри Раджниш), Шри Рамана Махарши, Рамакришна Парамахамса, Джиду Кришнамурти, Георгий Гурджиев, Свами Рама "Жизнь среди гималайских йогов", Чогьям Трунгпа, Друкпа Кюнга Легпа, Намкай Норбу Ринпоче, Мейстер Экхарт, Лао Цзы и есть даже один автор христианин, это - Дионисий Ареопагит. Сумиран рекомендует начинать свой духовный поиск с эзотерики и литературы по психологии7: «Начать можно с чтения литературы. Сейчас существуют очень неплохие книги по психологии, очень неплохие книги по эзотерике…». Он призывает к синтезу психологии и эзотерики: «Сейчас постепенно наиболее открытые психологи8 изучают Восточные учения9, пытаются соединить психологию и мистику, это здорово».

Когда Сумирану задаётся вопрос, как правильно выбрать духовного учителя, он отвечает так: «Практически нет способа выбрать, руководствуясь какой-то инструкцией. В Воронеже на группе мы этот вопрос обсуждали с ребятами, он стоял немножко по-другому - как найти своего Мастера. Что, в принципе, одно и то же - потому что если ты нашел Мастера, то он тебе подскажет. Как найти Мастера, как найти свой путь? На мой взгляд, выход здесь только один - это двигаться в медитацию, становиться глубже самому, и автоматически будет возрастать интуиция к более правильным людям, приходить понимание своего пути. Это может прийти только через собственный рост, собственную медитацию».

Интуиция для Сумирана находится на первом месте и является главнейшим источником в его духовной жизни: «Однажды я увидел, что иногда некоторые ответы приходят ко мне не из логического анализа ситуации, которую я хочу решить, а из тишины. То есть я просто садился, старался быть тихим, и решения приходили. Приходили из ниоткуда, и меня это сначала потрясало, потому что вся логика западного человека сводится к тому, что я должен рассуждать, чтобы прийти к решению. Когда я читал это в книгах, я с этим соглашался. Но когда это переживаешь впервые, это потрясает, потому что это твое личное переживание. … И последние годы я живу через такое мироощущение, то есть я принимаю решения просто из внутренней тишины, из внутренней пустоты, из осознанности10».

Сумиран отвергает авторитет Священного Писания, при этом не только Библию, но и священные для всех религий книги. В частности он учит: «Нельзя попадать под власть авторитета книг11. Пусть это написано в Ведах, пусть это написано в Библии - что у Бога была идея. Мы должны быть невинны, чисты. Мы должны спросить: откуда взялась эта мысль, что у Бога была идея?12 Не были ли люди, писавшие эти книги, сами обусловлены?13 Не были ли они неграмотны в психологическом отношении?14 Не проецировали ли они свое мироощущения на развитие Вселенной?15 Может быть, Вселенная играет, может быть нет, мне кажется, что попытка ответить на этот вопрос просто концептуально – абсурдна».

Сумиран верит в карму, считает, что все религии ведут к одному Богу. «Но живые люди, которые несут это качество просветленного сознания, которое нес Христос, Будда, Лао-цзы…»; «Я смог увязать идеи Лао-цзы, идеи Будды, христианские идеи с моей жизнью; не стало разрыва»; «Мне хотелось бы надеяться, что человечество и духовные школы найдут какую-то интеграцию… потому что, на мой взгляд, их объединяет одна цель».