Питанов В.Ю.-ТЕОСОФИЯ: -ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ-Содержание-Введение-1. Краткое знакомство с теософией-2. Что такое теософия?-3.

Несмотря на то, что, по мнению самой Е.П. Блаватской, ее знания об истине были относительны, это не мешало ей верить или делать вид, что она верит в исключительность своей проповеди: «…теософский журнал ("Lucifer". – В.П.) остается, возможно, единственным изданием, излагающим — хотя и по-прежнему относительные и приблизительные, но, во всяком случае, беспристрастные — истину и факт»34. Хотелось бы узнать, что такое «приблизительная истина»? А насколько теософы «беспристрастны» в изложении «истин и фактов», нам еще неоднократно предоставится возможность убедиться. Впрочем, один образец их «беспристрастности» можно продемонстрировать прямо сейчас: «"Что есть Истина?" — спросил Пилат у того, кто должен был знать ответ на этот вопрос (конечно, если учения христианской церкви хотя бы отчасти верны). Но Он ничего не сказал. И истина осталась нераскрытой для его будущих последователей так же, как и для римского наместника …»35.

Теософы, следуя примеру своей основательницы Е.П. Блаватской, видят в христианстве только то, что хотят. Особенно примечательно выражение: «конечно, если учения христианской церкви хотя бы отчасти верны». Как могут судить об истинности христианства те, кто изначально опровергает саму возможность постижения истины? Если знания Е.П. Блаватской, по ее же словам, были «относительны», а знания «махатм» могут, по логике их философии, тоже быть только относительными, то и судить с этой позиции об абсолютных категориях невозможно! Познайте Абсолют, может быть, несовершенство вашего знания мешает вам в этом? Судить же о том, чего не ведаете, не возможно. «Но Он ничего не сказал», – Е.П. Блаватская лукавит: Иисус Христос ничего не ответил Пилату, потому что вопрос последнего носил риторический характер, что же касается «его будущих последователей», то здесь ситуация выглядит прямо противоположно утверждениям Е.П. Блаватской36: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Ин.14:6)

4. Что такое эзотеризм?

Теософы постоянно говорят о том, что они являются последователями некоего эзотерического учения, что Библию надо толковать эзотерически. Попытаемся разобраться, что же такое эзотеризм? Что значит эзотерическое толкование? И что представляет собой практика эзотеризма? «Эзотерический (es?terikos греч. – сокровенный, букв. внутренний) – тайный, скрытый, сокровенный предназначенный исключительно для посвященных»37. Эзотерическим называется то учение, понимание и приобщение к которому возможно только в результате особых «посвящений», в результате долгой духовной работы над собой под руководством «духовного» учителя, уже «посвященного» в «тайное учение». Посвящение – это пробуждение внутренних сил, потенциальных способностей ученика, в результате которого приходит «прозрение», как бы внутреннее озарение, понимание «истины». В теософии считается, что все религии имеют как открытую для всех – экзотерическую часть, так и закрытую для всех, но открытую для «посвященных» – эзотерическую часть. При углубленном изучении идеи эзотеризма возникает ряд вопросов. Прежде всего, как и при каких условиях человек может стать эзотериком? Что касается самой Блаватской, то, как утверждают сами «махатмы», « ...она была избрана благодаря своему медиумическому дару…»38. Однако при этом говорится о вреде медиумизма для духовного развития человека: «Медиумизм ненормален. Когда при дальнейшем развитии ненормальное заменяется естественным, тогда водители отбрасываются, пассивное повиновение более не требуется, медиум научается применять собственную волю, употреблять собственные силы и становится адептом…»39. Логика «махатм», как минимум, странна: ненормальное в любых количествах не становится нормальным. Патология не может стать нормой!

Рассмотрим, каков путь духовного развития ученика «махатм»: «Учите прежде всего наши законы и воспитывайте ваши чувствования, дорогой Брат. Овладевайте вашими непроизвольными силами и развивайте в правильном направлении вашу волю и вы сделаетесь Учителем из ученика»40. Фактически, эзотерик – это тот, кто под руководством «махатм» постигает «эзотерические законы», развивает в себе так называемые «сверхъестественные» способности. Но при всем этом возникает следующий вопрос: как можно проверить утверждения «посвященных»? Ведь согласно их логике, «непосвященные» этого сделать не могут, т.е. им предлагается верить утверждениям эзотериков на слово. Здесь уместно вспомнить: «Теософом сделаться не трудно. Всякий человек со средними умственными способностями и склонностью к мистицизму, не эгоист, ведущий чистую жизнь, находящий больше радости в возможности помогать ближнему, чем получать помощь самому, всегда готовый жертвовать своими удовольствиями ради пользы других, любящий Истину, Добро, и Мудрость ради них самих, а не ради предоставляемой ими пользы, есть теософ»41, и сделать вывод: теософы принимают истинность всех заявлений «махатм» в изложении Е.П. Блаватской на веру! Ведь теософ не является посвященным. Отсюда также следует, что эзотерическое толкование чего-либо представляет собой такое толкование, истинность которого не подлежит проверке, если вы «непосвященный»: «Мир силы есть мир Оккультизма и единственный, куда высочайшие Адепты погружаются для исследования тайн бытия. Следовательно никто (выделено нами. – В.П.), кроме этих посвященных, не может знать что-либо об этих тайнах»42. Кстати, в связи с этим возникает закономерный вопрос: почему христиан постоянно обвиняют в «слепой» вере, в то время как теософы якобы опираются на знания и ничего на веру не принимают? Эти заявления являются откровенной ложью, так как теософы полностью опираются даже не на авторитет «махатм», а на авторитет Е.П. Блаватской, которая поведала миру о «махатмах». Это пример самого примитивного варианта веры, а именно веры некритичной, легковерия, от которого предостерегает Священное Писание: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Прит. 14:15).

При этом, по утверждениям самих «махатм», эзотерик, принявший правила игры оккультизма, теряет возможность управлять последствиями своих деяний: «…мир эзотеризма с его законами, базирующимися на математически точных расчетах будущего, на неизбежных результатах причин, которые мы всегда вольны создавать и формировать, как хотим, но не способны управлять их следствиями, которые, таким образом, становятся нашими властелинами (выделено нами. – В.П.) …»43.

Изучая труды Е.П. Блаватской, не трудно провести параллели с уже существующими религиозными системами. Доктрины теософии далеки от христианства, ничего общего не имеют с подлинным содержанием буддизма и индуизма. Содержание теософии фактически позаимствовано Е.П. Блаватской из каббалы, примесь буддийских и индуистских заимствований в основном чисто терминологическая, с полным или почти полным изменением смыслового наполнения терминов. Поэтому, по мнению автора, эзотерическое толкование – это толкование сквозь призму каббалистического учения: «… те, кто сохраняют свою память, не будут наслаждаться в великий час воспоминаний, и есть только два исключения из общего правила: те, кто знает, что они умерли в своих физических телах, и могут быть только или Адептами, или колдунами. Как те, так и другие, будучи «сотрудниками природы» в ее работе созидания и разрушения, первые во благо, вторые во зло, являются единственными, кого можно назвать бессмертными – в каббалистическом и эзотерическом (выделено нами. – В.П.) смысле, конечно»44.

Существует ли эзотеризм в христианстве? Теософы уверяют, что существует. Рассмотрим их аргументы. Прежде всего, как теософы относятся к Священному Писанию? «Что, вообще, мир знает о Петре и Симоне, к примеру? В светской истории нет записей об этих двух, тогда как то, что нам рассказывает о них так называемая священная литература, разбросано и содержится в нескольких фразах “Деяний”. Что касается Апокрифов, то само их название запрещает критикам доверять их информации. Однако оккультисты заявляют, что как бы односторонни и предубежденны они ни были, эти апокрифические “Евангелия” содержат гораздо больше исторически правдивых событий и фактов, нежели “Новый Завет”, в том числе “Деяния”. Первые являются голыми необработанными преданиями, последние же (официальные “Евангелия”) представляют собою тщательно разработанные легенды (выделено нами. – В.П.). Святость “Нового Завета” – личное дело каждого и дело слепой веры, и тогда как каждый обязан уважать личное мнение своего соседа, никто не принуждается его разделять»45. Если «Евангелия представляют собой тщательно разработанные легенды», почему сами теософы постоянно на них ссылаются, пытаясь найти их эзотерическое толкование? Какой смысл толковать «легенды»? «Апостолы должны хранить молчание так, чтобы левая рука не знала, что сделала правая (выделено нами. – В.П.), говоря яснее – чтобы опасные знатоки Науки Левой Руки – ужасные враги Адептов Правой Руки, в особенности перед их последним Посвящением – не воспользовались бы этими сведениями с целью навредить как исцелителю, так и пациенту»46. Судя по всему, «Адепты Левой Руки» Е.П. Блаватской чудились повсеместно. Любимый способ оправдания собственной несостоятельности почти всех сектантов – поиск внешних врагов, без которых все, несомненно, было бы замечательно! Если открыть Новый Завет, найти соответствующий фрагмент и прочитать, что там написано, то мы не увидим ни малейшего намека на эзотеризм, а есть лишь предостережение от гордыни: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:3-4).

Также, по мнению госпожи Е.П. Блаватской, эзотеричность христианства утверждается в следующих стихах Нового Завета: «И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть» (Мк. 5:43). Желание найти подтверждение эзотеричности в Священном Писании приводит к тому, что Е.П. Блаватская просто делает себя посмешищем. Вышеприведенный стих является кульминацией некоего события, описанного в Евангелии; что же ему предшествовало? «…приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми", что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. [Видевшие] пришли в великое изумление» (Мк.5:35-42). И уже в завершение Господь строго приказывает, чтобы об этом чуде не разглашали. Никакой эзотеричности данный стих не утверждает!

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6). При чем же здесь эзотеричность? Полагаю, сами теософы не вербуют в свои ряды воров и алкоголиков, не зазывают в свои ряды всех подряд, почему же христиане должны поступать по-другому? Очень хорошо позицию христианства по этому вопросу объясняет следующая притча: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф.22:13). У иудеев существовала традиция, которая предписывала хозяевам предложить пришедшим на пир гостям чистую одежду; отказ считался верхом невежливости, проявлением неуважения к хозяину. Теософы приступают к толкованию Священного Писания, «не в брачных одеждах». Есть прекрасная поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят! Помимо того, что теософские толкования Священного Писания невежественны, они провозглашаются единственно верными и приемлемыми. В сознании теософов христианство ассоциируется с невежеством, мракобесием, отсталостью. И это при том, что теософы в действительности не знают христианство и не стремятся узнать.

Есть еще немало стихов, которые, как считают теософы, подтверждают эзотеричность Священного Писания, но и они не многим отличаются от приведенных. Христос Сам свидетельствовал об открытости для каждого Своего учения: