Питанов В.Ю.-ТЕОСОФИЯ: -ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ-Содержание-Введение-1. Краткое знакомство с теософией-2. Что такое теософия?-3.

Священное Писание учит о существовании ангелов, посланников Бога, созданных ещё до сотворения всего вещественного мира. Об их природе известно, что они бесплотны, способны мгновенно перемещаться в пространстве, бессмертны, обладают разумом и волей. Священное Писание повествует, что величайший ангел по имени Денница возгордился своей силой и славой и, сказав «Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачныя, буду, подобен Всевышнему» (Ис.14:13-14), восстал против Бога и пал. Денница искусил часть ангелов и увёл их за собой. Так появились демонические легионы, так родился ад.

Сатана – дух, и как дух тоже может быть источником духовности особого рода, демонической по своему характеру. Пытаясь пародировать Бога, он ставит себя на Его место и стремится привести людей к поклонению себе. Священное Писание учит, что дьявол – человекоубийца и лжец, поэтому и его последователей отличают качества, присущие их господину. Везде, где только могут, они сеют раздор и разрушение, при этом не стесняются лгать, фальсифицировать историю, выдавать собственные домыслы за факты. Как теософия относится к демонам и сатане? Надо отметить, что Е.П. Блаватская отвергает существование демонов. Ее в буквальном смысле слова можно назвать «адвокатом дьявола». Суть излагаемой в ее учении идеи состоит в следующем. Есть некие духи, дхиан-коганы (ангелы), которые пожертвовали своим духовным блаженством и отказались от жизни в мире духовном, согласившись воплощаться в материи. Эти духи даровали человеку разум: «…церковь называет их Архангелами, … (их задачей. – В.П.)…было сообщить Первичной Материи эволюционной импульс и направить ее творческие силы к образованию ее произведений… . После того, как Земля была подготовлена более низкими и материальными силами,…высшие Силы, Архангелы,…вынуждены были законом эволюции спуститься на Землю, чтобы построить венец ее эволюции – Человека. Таким образом…(эти ангелы. – В.П.)…выявили свои бледные Отражения, но третья Группа, «Огненные Ангелы», восстала и отказалась присоединиться к своим товарищам…это было самопожертвование во благо человечества. «Восставшие» не захотели создавать безвольных, безответственных людей, как сделали это «послушные» Ангелы…»177.

Итак, «падшие ангелы» являются, согласно утверждениям Е.П. Блаватской, благодетелями человечества. Но помимо того, она предлагает рассматривать «Сатану, Змия в Книге Бытия, как истинного создателя и благодетеля, Отца Духовного Человечества…кто открыл глаза автомату, «созданному» Иеговою…»178. И для них есть спасение: «Индусская философия намекает на Истину, уча, что Асуры (демоны. – В.П.), низвергнутые Шивою (Бог разрушения в индуизме. – В.П.), находятся лишь в промежуточном состоянии, в котором они подготовляются к высшим степеням очищения и искупления из их злосчастного положения; но христианская теология – утверждающая свое основание на скале божественной любви, милосердия и справедливости того, к кому она взывает, как к своему Спасителю – желая парадоксально придать силу этому утверждению, изобрела мрачную догму об Аде, этом Архимедовом рычаге римско-католической философии»179.

Е.П. Блаватская утверждает, что ангелы (дхиан-коганы) из сострадания к человечеству добровольно согласились перевоплощаться среди людей, чтобы даровать им «знание и любовь». Отсюда рождается и ее учение о сатане: «Сатана, когда его перестанут рассматривать в суеверном, догматическом и, лишенном истинной философии, духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного – божественного Человека; кто дает ему, на протяжении долгого цикла Махакальпы180, закон Духа Жизни и освобождает его от Греха Неведения, следовательно, от Смерти»181. Сатана, согласно теософии, является спасителем человечества от смерти и источником знания и свободы: получая даруемые сатаной знания, человек становится свободным. «Свобода есть знание», – вот девиз всей оккультной доктрины. Знание для теософов есть синоним истины. Потому сатана, как источник знания, есть источник истины: «Сатана (или Люцифер) представляет собою Активное начало или… «Центробежную» Энергию Вселенной (в космическом смысле). Он есть Огонь…, Прогресс, Цивилизация, Свобода, Независимость. В то же время он – Боль, что является реакцией Радости Действию и Смерть, – что есть Революция Жизни – Сатана, горящий в своем собственном Аду…»182. Сатана в теософии представлен борцом за истину, своего рода «Прометеем», похитившим огонь у «тирана» – Бога, чтобы с помощью огня вырвать людей из «рабства». Сатана считается синонимом всех созидательных сил (энергий) во Вселенной. Подобный подход переворачивает с ног на голову христианское учение, согласно которому лишь Бог является не только Творцом всего мироздания и человека, но и Источником Жизни, и той Силой, Которая непрерывно поддерживает само наше существование. Тот, кто отрекается от Бога, отрекается от жизни и наследует смерть.

Е.П. Блаватская пишет: «Наименование Сатана, по-еврейски Сатан, означает – «Противник», по праву принадлежит первому и самому жестокому «Противнику» всех других Богов Иегове; но не Змию, который говорил лишь слова симпатии и мудрости и, в худшем случае, даже по догме являющемуся «Противником» лишь людей. Эта догма, будучи основана на третьей главе Книги Бытия, так же нелогична и несправедлива, как и парадоксальна. Ибо кто был первым, кто создал этого первоначального и с того времени всемирного искусителя человека – женщину? Конечно, не Змий, но Сам «Господь Бог», кто, сказав – «Нехорошо человеку быть одному», создал женщину и «привел ее к человеку»…Потому, очевидно, сам Господь Бог явился истинной причиною всего злоключения … (т.е. грехопадения. – В.П.), а Змий – есть лишь прообраз Азазеля, «козла отпущения за прегрешения (Бога) Израиля, бедный Трагос, вынужденный принять на себя кару за ошибку своего Владыки и Создателя (выделено нами – В.П.)»183. Сатана – цель и источник всей теософской мудрости. Но не падший ангел видится теософам, а пламенный революционер, вырывающий человечество из рабства Богу, который изображен тираном. Цепь рассуждений теософов такова. Творец создал Адама и Еву. Змий искусил Еву, Ева – Адама. Виноват же, как считают теософы, оказался Бог, потому что, по их мнению, должен был предотвратить искушение. При этом совершенно упускается из виду, что Господь создал не раба, а человека, который свободен выбирать и пожинать последствия своего выбора. Роль змия-искусителя теософы вовсе затушевывают.

Если сравнить мифологию сатанистов с мифологией теософов и оккультистов, то можно проследить один и тот же сценарий. Бог христиан – тиран, который несправедливо клевещет на сатану, являющего собой «идеал» революции и свободы духа. Сатана же – носитель и источник свободы и истины. Христиане утверждают: где Дух Господень, там свобода. Теософы говорят о свободе, христиане пребывают в ней.

Создательница «Тайной Доктрины» присоединяется к словам известного оккультиста Элифаса Леви, который воспевал сатану: «Именно этот Ангел был достаточно горд, чтобы возомнить себя Богом; достаточно отважен, чтобы приобрести свою независимость ценою вечного страдания и мучения; достаточно, прекрасен, чтобы возлюбить, себя, в полном божественном свете; достаточно мощен, чтобы, все же царствовать во тьме среди мучения и сложить себе престол из своего неугасимого костра…»184.

Теософия учит, что христианство есть просто профанированный вариант язычества, что оно переняло символы язычества, утеряв знание об их значении. При этом все эти заявления не подкрепляются никакими серьёзными аргументами. Цель теософии – наполнить символы «истинным» толкованием, «просветить» людей. Для теософа Бог безличен, Он – слепой закон, познавая который, человек может творить добро и быть белым магом или творить зло и быть черным магом. Но сознательное богообщение в христианском понимании у теософов отсутствует. При этом теософы оправдывают своё звание эзотериков: «истину» об объекте их подлинного почитания они открывают своим новообращенным постепенно. Начинающему теософу говорят, что существует некая безликая сила, разлитая в космосе, которой можно научиться управлять. Далее оказывается, что имя этой силы – сатана, но это не личностный дух, а просто название безличной силы, разлитой в космосе. И, наконец, открывается новая «истина», сатана объявляется создателем и богом теософов, которые должны его почитать и ему одному служить: «…Пребывай в страхе перед ним (Сатаной) и не греши: произноси имя его в трепете.

…Ибо Сатана есть Судья Справедливости Бога (Кармы); он держит весы и меч.

…Именно Сатана является Богом нашей планеты и единым Богом (выделено нами.– В.П.)….

…Свят и почитаем Саббат Бога; благословенно и священно имя Ангела Гадеса (Сатаны)»185.

Сатана представлен в теософии, особенно для неофитов, которые еще не столкнулись с магическими практиками, как материя, вселенная, как основа жизни, эволюции, как цель эволюционного познания, т.е. сатана есть «истина», к познанию которой стремится теософ и любой оккультист. Как же относится теософия к Богу христиан? «… Читающий наши («махатм». – В.П.) … писания, предназначенные для суеверных масс, не найдет в них демона, столь же мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как сей небесный тиран, которому христиане с рабским усердием воздают поклонение»186.

Вышеприведённые цитаты, на наш взгляд, позволяют классифицировать теософию как одну из форм почитания сатаны. Последователи Е.П. Блаватской искренне верят её теософским измышлениям, если же быть более точными – тому демоническому духу, который стоял за ней и стремился за ширмой теософии создать очередной культ отца лжи (Ин.8:44).