Питанов В.Ю.-ТЕОСОФИЯ: -ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ-Содержание-Введение-1. Краткое знакомство с теософией-2. Что такое теософия?-3.

8. Покаяние в теософии

9. Молятся ли теософы?

10. Иисус Христос и первые христиане – ессеи, гностики или буддисты?

11. Может ли христианин быть теософом?

12. Отношение теософии к традиционным религиям

13. Реабилитация дьявола

14. Отношение теософии к критике

15. Современная жрица Изиды

Заключение

Введение

В конце XIX века на свет появилось новое оккультное движение, которое получило название теософия. Оно не пользовалось большой популярностью во времена жизни своей основательницы Е.П. Блаватской, в основном из-за сомнительной репутации Елены Петровны, постоянно вспыхивавших вокруг ее имени скандалов и недоказуемости делавшихся ею заявлений. Но вскоре после смерти Блаватской (в 1891г.) в обществе началось увлечение востоком и теософия оказалась востребованной. Теософское движение разделилось на несколько ветвей. В целом, в мире существуют четыре типа организаций, имеющих отношение к теософии: 1) Международное Теософическое Общество с штаб-квартирой в Адьяре (Индия), которое считается самым первым, основанным еще Е.П. Блаватской. Оно имеет представительства во многих странах мира; 2) Теософическое общество со штаб-квартирой в Пасадене (США), которое также является международным и происходит от американской секции, возглавлявшейся одним из основателей Теософического Общества, Уильямом Джаджем, и отделившейся вскоре после смерти Е.П. Блаватской. Отделения этого общества также можно встретить в разных странах мира, однако они не столь распространены; 3) Национальные теософические общества, по разным причинам не входящие ни в одну из этих структур; как правило, они являются ветвями Международного Теософического Общества, утратившими с ним связь, или организациями, созданными энтузиастами на местах; 4) Структуры, созданные в качестве альтернативы Теософическим Обществам и не носящие такого названия, например Объединённая Ложа Теософов, Theosophy International, различные рериховские и антропософские общества.

В России первое общество теософов было основано в 1908 году, хотя отдельные группы последователей теософии существовали и до этого. Широкого распространения в дореволюционной России теософское движение не получило. В 1918 году советское правительство прекратило его деятельность. Снова общество было открыто в 1991 году, зарегистрировавшись как общественная организация, Российское Теософское Общество неоднократно пыталось возобновить свое членство в Международном Теософском Обществе, расположенном в Адьяре, но от него в качестве обязательного условия членства в данной организации потребовалось отречься от агни-йоги Рерихов. Российское Теософское Общество приняло это требование, но тем не менее в Международное Теософское Общество принято не было. Российские теософы, не получив признания в международных теософских кругах, действуют сейчас совместно с рериховцами, поддерживают друг друга и активно распространяют свои учения в России.

В настоящее в обществе время наблюдается очевидная тенденция реабилитировать теософию в глазах подавляющего большинства людей и стремление превратить ее из маргинального псевдорелигиозного учения в некое респектабельное научное движение. В данной работе мы ставим перед собой следующие задачи: дать общее представление о теософском учении; рассмотреть те принципы, которые лежат в его основе, и ту аргументацию, с помощью которой теософия пытается доказать свои притязания; также мы поразмышляем о вопросе совместимости теософии с христианством. Мы надеемся, что работа заинтересует тех, кто готов к беспристрастному и вдумчивому поиску ответов на эти и некоторые другие вопросы.

1. Краткое знакомство с теософией

Слово «теософия» происходит от двух греческих слов – theos (Бог) и sophia – (мудрость) – и значит «божественная мудрость». Последователи этого движения уверены в том, что теософия объединяет в себе сущность и основу всех мировых религий. Девиз теософского движения: «нет религии выше Истины», положенный Е.П. Блаватской в его основу, позаимствован ею у Махараджи Бенареса. При этом теософия отвергает принципиальную возможность познания Абсолютной Истины людьми, не посвященными в эзотерические учения, квинтэссенцией которых она считает себя.