Питанов В.Ю.-ТЕОСОФИЯ: -ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ-Содержание-Введение-1. Краткое знакомство с теософией-2. Что такое теософия?-3.

В России первое общество теософов было основано в 1908 году, хотя отдельные группы последователей теософии существовали и до этого. Широкого распространения в дореволюционной России теософское движение не получило. В 1918 году советское правительство прекратило его деятельность. Снова общество было открыто в 1991 году, зарегистрировавшись как общественная организация, Российское Теософское Общество неоднократно пыталось возобновить свое членство в Международном Теософском Обществе, расположенном в Адьяре, но от него в качестве обязательного условия членства в данной организации потребовалось отречься от агни-йоги Рерихов. Российское Теософское Общество приняло это требование, но тем не менее в Международное Теософское Общество принято не было. Российские теософы, не получив признания в международных теософских кругах, действуют сейчас совместно с рериховцами, поддерживают друг друга и активно распространяют свои учения в России.

В настоящее в обществе время наблюдается очевидная тенденция реабилитировать теософию в глазах подавляющего большинства людей и стремление превратить ее из маргинального псевдорелигиозного учения в некое респектабельное научное движение. В данной работе мы ставим перед собой следующие задачи: дать общее представление о теософском учении; рассмотреть те принципы, которые лежат в его основе, и ту аргументацию, с помощью которой теософия пытается доказать свои притязания; также мы поразмышляем о вопросе совместимости теософии с христианством. Мы надеемся, что работа заинтересует тех, кто готов к беспристрастному и вдумчивому поиску ответов на эти и некоторые другие вопросы.

1. Краткое знакомство с теософией

Слово «теософия» происходит от двух греческих слов – theos (Бог) и sophia – (мудрость) – и значит «божественная мудрость». Последователи этого движения уверены в том, что теософия объединяет в себе сущность и основу всех мировых религий. Девиз теософского движения: «нет религии выше Истины», положенный Е.П. Блаватской в его основу, позаимствован ею у Махараджи Бенареса. При этом теософия отвергает принципиальную возможность познания Абсолютной Истины людьми, не посвященными в эзотерические учения, квинтэссенцией которых она считает себя.

Основательница теософии, Елена Петровна Блаватская (1831-1891), происходила из дворянской семьи, имеющей немецкие корни. Мать, Елена Андреевна Фадеева, была писательницей, отец – офицер, командир батареи конной артиллерии. В семнадцать лет Елена Петровна выходит замуж за пожилого генерала Николая Блаватского, но через три месяца после свадьбы супруги расстаются. Е.П. Блаватская никогда не была официально разведена, долгие годы она выдавала себя за вдову, хотя ее муж пережил ее. Всю свою жизнь она путешествовала как по Востоку, так и по Западу, фактически нигде не задерживаясь.

Теософское общество Е.П. Блаватская основала в 1875 году в Нью-Йорке. Фундаментом теософского учения является ее работа «Тайная Доктрина», в которой изложены основы «истинной» космогонии, сотворения мира (космогенезис), краткая история человечества (антропогенезис) и краткая история религий.

Целями теософского общества, по заявлениям основательницы, являются: 1) братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения; 2) изучение древних мировых религий для сравнения и формулирования универсальной этики; 3) изучение и развитие скрытых божественных (сверхъестественных) сил в человеке.

В данный момент теософское общество имеет представительства в десятках стран мира. Штаб-квартира находится в Адьяре, Индия.

Учение теософии базируется на трех «фундаментальных истинах», так сказать «догматах», теософии: 1) вездесущий, вечный, беспредельный и непреложный Принцип есть источник и первопричина мироздания; о Принципе ничего не известно, кроме того, что он есть и является первопричиной всего мироздания; 2) вселенная вечна и циклична в своем развитии; 3) всемирная душа тождественна индивидуальной душе каждого человека, также она называется «седьмым принципом», считается, что это «высшее я» человека.

Первая «истина» учит, что человек постигает Абсолют через его проявления, которые безличностны по своей природе и выражаются в законах, управляющих жизнью вселенной. Вторая гласит, что душа эволюционирует в своем развитии от менее совершенных форм жизни к более совершенным, что этот процесс протекает в соответствии с определенными циклами. Вселенная циклично развивается в вечности. Нет момента начала и нет точки конца в этих космических циклах. Третья «истина» провозглашает «божественность» человека, тождественность его души всемирной превысшей душе (эта доктрина аналогична учению адвайта-веданты). Из этого следует идея обожествления человека. Человек по природе есть Бог, сущность Бога и человека идентичны.

Космос, по учению теософии, является самодостаточным. Проявленная (физическая) вселенная представляет собой самый низкий уровень бытия, над которым есть высшие, состоящие из более тонких, по сравнению с физическим миром, слои материи. Эволюция космоса есть результат действия трех творческих волн логоса. Логос – это первое слово, раздающееся в безмолвии. Это первый звук, посредством которого «зачинается» вселенная. Это вибрация «божественной энергии». Он означает также божественную мысль, которая дает начало дальнейшему процессу созидания вселенной.