Kniga Nr1353

Доктрина о "теократическом правлении"

Попутно с учением о себе, как о верном и благоразумном рабе, лидеры Сторожевой Башни создали доктрину о своём "теократическом" правлении. Отчасти, мы это уже видели в первой части нашей книги. Но, так как "повторение - мать учения", мы рассмотрим более подробно.

Всем нам известны следующие слова греческого происхождения: "аристократия", "демократия", "автократия", "теократия" и т.п. Все они говорят о "кратии", что значит на греческом языке власть или управление.

Слово "демос" по-гречески обозначает народ и в сочетании со словом "кратия" значит правление народа. В наши дни популярно слово демократия, когда признается, что самое лучшее государственное правление - это избранное народом правительство. Узурпация власти каким-то диктатором, автократом (самодержцем) считается трагическим нарушением права народа. Но, как мы заметили, есть также форма правления, обозначаемая словом "теократия", которое тоже состоит из двух греческих слов: "теос" и "кратия". Вместе они обозначают богоправление или боговластие.

На практике теократическая форма государственного правления - это та, в которой сосредоточена власть духовная и власть светская в одно и то же самое время. При таком правлении светская власть подчинена духовной и управляется ею. В наше время одним из её примеров был режим Айятолы Хомейни в Иране.

Разумеется, что теория о теократическом правлении Сторожевой Башни не такова, чтобы в нашем веке её лидеры претендовали на государственную власть в Америке или других странах мира. Они этого не делают и не собираются делать. Наоборот, они полностью отказываются от какого-либо участия в политических мероприятиях, хотя они граждане своих стран и имеют паспорта, используемые для путешествий в другие страны.

Как правило, свидетели Иеговы не участвуют в голосованиях за или против кандидатов различных партий. Их доктрина о теократии относится только к власти внутри организации Сторожевой Башни, имеющей последователей во всем мире. В сочетании с теорией о "верном и благоразумном рабе" она относится к 12-ти членам Руководящей Корпорации общества во главе с президентом. Недаром эта группа людей уподобляет себя 12-ти апостолам Христа. Эти люди претендуют на абсолютную доктринальную и организационную власть в отношении всех отделов и участников своего движения.

Как мы говорили в первой части нашей книги, идея теократического правления появилась в годы второго президента общества, Джозефа Рутерфорда. Он же и отчеканил на английском языке выражение "Theocratic Government", которое можно перевести, как "теократическое правление" или "теократическое правительство". В этом проявилось автократическое стремление Рутерфорда подчинить себе все отделы и всех служителей организации себе на основании того, что правление должно быть "от престола вниз", а не "от рядовых вверх".

Как мы видели, во время президентства Джозефа Рутерфорда учение о том, что верным и благоразумным рабом был Чарльз Расселл, было изменено на учение, что этим рабом есть Общество. Это было выгодным шагом для Джозефа Рутерфорда. Если бы рабом оставался покойный Расселл, то Рутерфорд не имел бы авторитета. Но, когда вместо Расселла верным и благоразумным рабом стало Общество, которое находилось под его властью, то авторитет раба оказался в руках Рутерфорда. Поэтому, хотя заслуги первого президента были велики, однако те, кто был недоволен Рутерфордом, должны были принимать его "теократическое" прав-ление. Вдобавок к этому, Рутерфорд имел, конечно же, "новый свет" свыше, для того чтобы уточнять или улучшать несовершенное знание Расселла. На тему света мы далее скажем больше.

На практике и теократическое правление, и изменение в толковании учения о верном и благоразумном рабе, и идея нового света - всё было способом оправдания диктаторства Рутерфорда. В журнале "Утешение", который теперь называется "Пробудитесь", в 1940 году было сделано следующее признание:

В настоящее время теократия администрируется Библейским и Трактатным Обществом Сторожевой Башни, которого судья Рутерфорд есть президент и генеральный управляющий.

Поэтому, в связи с идеей теократии, любое несогласие с Рутерфордом стало обозначать несогласие с Богом. В книге "Апокалипсис замедлен" бывший иеговист Джеймс Пентон пишет, что на основе этой идеи Рутерфод и его единомышленники решили в 1932 году аннулировать систему выборных старейшин в местных общинах культа.

Прямо "в ответ" на вопросы Моррелла, выпуски журнала "Сторожевая башня" от 15 августа и 1 сентября 1932 призвали к устранению выборных старейшин собраний, дойдя даже до утверждения, что служение старейшин явно не соответствует Писанию. В результате, система демократически избираемых старейшин и диаконов, которая существовала более пятидесяти лет, была прекращена. После этого публикации Общества продолжали выражать презрение в адрес бывших избранных старейшин. О них писалось, что они "высокомерны" и "ленивы" и не желают, по крайней мере, в большинстве случаев, принимать участие в проповеди благой вести Христова царства. Но фактически, их главным грехом был отказ преклониться добровольно перед судьёй Джозефом Франклином Рутерфордом.