Kniga Nr1353

Вильям Миллер и адвентизм первой половины 19-го века

То, что в основе происхождения этой организации лежит возникшее в Америке в начале 19-го века движение адвентизма, - несомненно. Слово адвентизм происходит от английского слова "advent", означающего "при-бытие, приход или пришествие". Среди англоязычних христиан оно употребляется для обозначения грядущего Второго Пришествия Христа. Эта доктрина, как знают верующие, - важная часть учения Нового Завета.

Христос вознёсся на небеса после Своего воскресения, однако Он неоднократно говорил о том, что придёт в этот мир опять в силе и славе небесной (Матф. 24 и 25; Марк 13; Лук. 21). Во время Его вознесения Божии ангелы подтвердили это обещание апостолам (Деян. 1:10-11). Поэтому апостолы проповедовали людям о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа (Иак. 5:8-9; 2 Пет. 3; 2 Феc. 1:7-10; Отк. 22:12, 20).

Однако важно заметить, что в связи со Вторым Пришествием Христа, было неоднократно сказано, что людям не дано знать, когда именно оно будет. Нам даны лишь признаки и предупреждения. Пришествие Спасителя, согласно Новому Завету, будет неожиданным как для верующих, так и для неверующих (Матф. 24:36, 42-44; 1 Феc. 5:1-30). Верующие должны быть всегда готовы к Его Пришествию (Матф. 24:44; 25:13; 1 Феc. 5:4-6).

Христос сказал ученикам, и мы должны принять, что Он имел в виду не только апостолов, но и всех нас: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Матф. 24:36). А после Своего воскресения, перед тем как вознестись на небо, Он еще тверже предупредил: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян 1:7).

Несмотря на это, в истории церкви неоднократно бывали случаи, когда люди в том или ином виде пытались предсказать год и время Второго Пришествия Христа и установления Его видимого Царства. Этим до настоящего времени занимаются многие еретики и, к сожалению, некоторые верующие христиане. Одним из таких верующих был американский проповедник Вильям Миллер, баптист, живший в Америке в первой половине 19-го века. Он сделал попытку предсказать дату Второго Пришествия Христа и потерпел неудачу. Поэтому движение адвентизма - это проявление крайности в толковании Библейского учения о Втором Пришествии Христа, а также нарушение предупреждения Спасителя не заниматься этим.

Этот первоначальный адвентизм не имел ничего общего с соблюдением субботы и требованием соблюдения Ветхозаветного закона, как практикуется сегодня в церкви адвентистов седьмого дня.

Между прочим, ради справедливости следует сказать, что в данном случае нет оснований обвинять евангельских христиан-баптистов в связи с крайним и неоправданным учением Миллера. Как христианская конфессия баптисты никогда не учили и не учат, что на основе Священного Писания можно или нужно устанавливать дату Второго Пришествия Христа.

То, что один из них попробовал это сделать, не говорит о том, что баптисты должны отвечать за него. Если посмотреть внимательно, то среди других конфессий также бывали люди, которые проявляли подобные крайности. В тех случаях, конечно, их крайности не достигли широкой известности, как произошло в случае с Миллером. Однако, никто не говорит, что конфессии, к которым они принадлежали, виновны лишь по причине принадлежности к ним таких людей. Как конфессия баптисты никогда не верили и не считали оправданным такой подход к Священному Писанию, какой был у Миллера.

Основываясь на толковании некоторых пророчеств Дан. 8:13-14, Миллер начал в 1831 году публично заявлять, что Христос придёт опять на землю "приблизительно в 1843 году". Многие поверили Миллеру и начали ревностно распространять его учение. Таким образом, в Америке основалось новое движение, получившее название адвентизма.

Вначале Миллер и его последователи думали, что Христос придёт в течении двенадцати месяцев, начиная с 21 марта 1843 года. Когда этого не произошло, они получили первый шок разочарования. В результате этого друзья Миллера пересмотрели вопрос и решили, что в подсчёте была сделана небольшая ошибка. Они её "исправили" и сказали, что Пришествие Христа состоится в 1844 году, и конечной датой назначили 22 октября 1844 года. Однако и эта дата оказалась недостоверной. Таким образом, Миллер и его друзья оказались в затруднительном положении. Сам Миллер признал ошибку и оставил движение. Многие из его последователей сделали то же самое. День 22 октября 1844 года известен в Америке, как "день большого разочарования".