Kniga Nr1353

Но о воде нигде не сказано, что она может мыслить, а о Духе Святом сказано, что Он мыслит (Рим. 8:27) и делает многое, что может делать самостоятельная Личность. Далее мы больше скажем на эту тему.

У тех, кто не знаком с первоначальным правописанием текстов Нового Завета, сразу возникает вопрос: "Почему свидетели Иеговы пишут о Христе, как о "боге", а Дух Святой пишется у них с маленькой буквы.

Ведь они должны писаться с большой буквы?" Ответ такой: во времена апостолов в греческом правописании не различались большие и маленькие буквы, все были одного размера. Пользуясь этим, руководители Сторожевой Башни настаивают, чтобы писать данные слова с малых букв.

То, что они не правы, можно видеть не на основе прежнего греческого правописания, а на основе общего учения Нового Завета о Христе и о Духе Святом.

Символы веры раннего христианства

В своем учении о Боге Общество Сторожевой Башни отличается от всех традиционных и протестантских конфессий, которые исповедуют полное Божество трех лиц - Отца, Сына и Духа Святого, - представляющих Собой Единую, Вечную, Святую и Нераздельную Божественную Троицу. Никео-Цареградский символ веры, после многолетних обсуждений, окончательно принятый Вселенским собором Церкви в 381 году Р.Х., провозглашает равноправное, истинное и единосущное Божество Отца, Сына Его Иисуса Христа и Духа Святого. Этот символ в следующих словах представляет учение о Триедином Боге:

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа Единородного, Сына Божия, От Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, Которым все сотворено.

Ради нас человеков и ради нашего спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечевшегося. Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного.

И воскресшего в третий день по Писанию. И вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца. И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.

И Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, равно прославляемого с Отцом и Сыном, возвещенного в пророках.

Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

Хотя слово Троица не употребляется в этом символе веры, однако всё, что в нем сказано, говорит, что истинные христиане того времени верили в Божество и единосущность Святой Троицы. Поэтому они провозгласили, что веруют в "Сына Божия… Бога истинного от Бога истинного,… не сотворенного, единосущного Отцу… и в Духа Святого, Господа животворящего… равно прославляемого с Отцом и Сыном". Для них Отец и Сын, и Дух Святой - единый истинный Бог в трех отдельных лицах Его Божества.

Афанасьевский символ веры более ясно объясняет учение о Святой Троице. Предполагается, что этот символ был составлен в 5-ом веке Р.Х. и назван в честь Афанасия Александрийского, неутомимого борца за Никейско-Цареградское исповедание.

Чтобы иметь полное представление, что говорит Афанасьевский символ веры, приводим весь его текст.

Вселенская же вера сия состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице и Троицу в единице, не сливая (лиц) и не разделяя сущности. Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, и иная - Духа Святого.

Но и Отца, и Сына, и Святого Духа Божество едино, слава равна, и величие совечно. Какой Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой. Отец не создан, и Сын не создан, и Дух Святой. Отец непостижим (неизмерим) и Сын непостижим (неизмерим), и Дух Святой.

Отец вечен, и Сын вечен, и Дух Святой. Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно, как не три несозданные, и не три непостижимые (неизмеримые), но един несозданный, един непостижимый (неизмеримый). Подобно сему, Отец - Вседержитель, Сын - Вседержитель, Дух Святой - Вседержитель; впрочем, не три Вседержителя, но един Вседержитель. Так, Отец - Бог, Сын - Бог, Дух Святой - Бог; впрочем, не три Бога, но Бог един.