Kniga Nr1353

Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

Хотя слово Троица не употребляется в этом символе веры, однако всё, что в нем сказано, говорит, что истинные христиане того времени верили в Божество и единосущность Святой Троицы. Поэтому они провозгласили, что веруют в "Сына Божия… Бога истинного от Бога истинного,… не сотворенного, единосущного Отцу… и в Духа Святого, Господа животворящего… равно прославляемого с Отцом и Сыном". Для них Отец и Сын, и Дух Святой - единый истинный Бог в трех отдельных лицах Его Божества.

Афанасьевский символ веры более ясно объясняет учение о Святой Троице. Предполагается, что этот символ был составлен в 5-ом веке Р.Х. и назван в честь Афанасия Александрийского, неутомимого борца за Никейско-Цареградское исповедание.

Чтобы иметь полное представление, что говорит Афанасьевский символ веры, приводим весь его текст.

Вселенская же вера сия состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице и Троицу в единице, не сливая (лиц) и не разделяя сущности. Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, и иная - Духа Святого.

Но и Отца, и Сына, и Святого Духа Божество едино, слава равна, и величие совечно. Какой Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой. Отец не создан, и Сын не создан, и Дух Святой. Отец непостижим (неизмерим) и Сын непостижим (неизмерим), и Дух Святой.

Отец вечен, и Сын вечен, и Дух Святой. Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно, как не три несозданные, и не три непостижимые (неизмеримые), но един несозданный, един непостижимый (неизмеримый). Подобно сему, Отец - Вседержитель, Сын - Вседержитель, Дух Святой - Вседержитель; впрочем, не три Вседержителя, но един Вседержитель. Так, Отец - Бог, Сын - Бог, Дух Святой - Бог; впрочем, не три Бога, но Бог един.

А также Отец - Господь, Сын - Господь, Дух Святой - Господь; впрочем, не три Господа, но Господь един.

Ибо, как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога, или три Господа. Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден. Сын от единого Отца не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святой от Отца не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ.

Посему един Отец, а не три отца; един Сын, а не три сына; един Дух Святой, а не три святых духа. И в сей Троице нет первого или последнего, нет большего или меньшего, но три ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что, по сказанному уже прежде, по всему должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице.

Посему, кто хочет спастись, так да разумеет о Святой Троице.

Как мы видим, Афанасьевский символ веры полностью объясняет христианское учение о Святой Троице. Однако, несмотря на ясность его изложения, христианские мыслители всегда говорили, что по причине всемогущества, всеведения и других Своих атрибутов Создатель вселенной неимоверно велик и непостижим, то учение о Нем не может всецело выразить тайну Его бытия. Иначе говоря, хотя учение о Боге, как о Святой Троице, соответствует Библии, однако в своих словах оно выражает непостижимость Божью, потому что Творец - превыше ума человеческого. Человек не в состоянии охватить Бога своим умом.

"Воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице" - соответствует Священному Писанию (Иоан. 4:24; Евр. 1:6; 2 Кор. 13:13), и в то же самое время это соприкосновение с величайшей тайной Божества (1 Тим. 3:16).