Kniga Nr1353

В-третьих, нет необходимости также обвинять императора Константина Великого. Каким он был христианином, есть разные мнения. Но, начав править с 306 года, он понял, что, несмотря на гонения, христианство обрело великую силу в Римском государстве, и с ним нужно считаться.

Перед победой над Максенцием в 312 году, по словам Константина, ему было видение креста на небе, которое он вопринял как Божье обещание победы. Вскоре после одержания победы он объявил законность христианской Церкви в Римской империи.

После официального утверждения христианства возникло самое большое в истории Церкви разногласие по вопросу учения о Христе. Причиной для этого, как мы отмечали, было провозглашение учения о том, что Логос-Христос - первое создание Бога Отца. Основателем этого учения был человек по имени Арий, один из пресвитеров церкви города Александрия в Египте.

Арий учил, что первоначально Бог Отец создал из ничего Логоса-Христа. По этой причине, Христос не истинный Бог и отличен по существу от Отца. Хотя, по мнению Ария, Он был сотворен (в этом Арий ссылался на Деян. 2:36 и Евр. 3:2), однако Он назван первородным Сыном (Кол. 1:15).

Как Логос-Христос, Он имеет преимущество над всеми творениями и, после Бога Отца, обладает самым высшим достоинством. Первородный Сын, Логос-Христос, есть также начало всех путей Божьих (Притч. 8:22).

Посредством Него Отец создал всё остальное.

Будучи созданным, Его воля была способна к изменчивости в направлении к добру или злу. Но посредством усилия воли Логос-Христос сделался безгрешным и добрым. Он достоин похвалы, потому что ее заслужил. Между созданным Логосом-Христом и вечным Богом есть бесконечная разница, а между тем же Логосом-Христом и другими созданиями разница относительная. Он может называться Богом не потому, что Он вечен по природе, но потому что Бог Отец усыновил Его. О воплощении Христа Арий учил, что Он вошёл в человеческое тело и занял в нем место человеческого духа. Такое толкование обозначало, что Иисус Христос не был ни истинным Богом, ни истинным Человеком. Он был кем-то посредине.

Вследствие своего учения, Арий вступил в полемику с епископом Александром и, согласно неточным данным, был либо отлучен, либо временно отстранен. Но, будучи человеком твердого и настойчивого характера, Арий смог привлечь к себе людей, которые его поддержали и обратились за помощью к другим епископам, как в Египте, так и далее.

Борьба между двумя сторонами розрасталась. Она привела к тому, что было созвано два малых собора, первый в 320 году в Вифании, который оправдал Ария, и второй в 321 году в Александрии, который осудил его. На этом дело не закончилось. Разногласие стало вовлекать всё больше и больше людей и привело к первому общему собору Церкви после апостолов. Он состоялся в 325 году в небольшом городке Никее, недалеко от Константинополя.

Инициатором этого Собора был император Константин, который был обеспокоен противостоянием между христианами и хотел, чтобы их вожди решили спорный вопрос и установили мир как в Церкви, так и в госу-дарстве, спокойствие которого было нарушено благодаря нарушению мира среди многочисленных христиан, населявших империю. По некоторым данным на Соборе присутствовало свыше 300 епископов. Они были главными представителями христиан всей империи. Это немалое представительство, если учитывать факт, что были главные руководители и богословы Церкви. Никейский Собор назван Первым Вселенским Собором Церкви, если не считать первым Собор, который произошел в Иерусалиме под руководством апостолов Христа и описан в 15-й главе Деяний Апостолов.

На Соборе в Никее выступали и сторонники, и противники Ария. Одним из самых известных оппонентов Ария был Афанасий, тоже из города Александрии, как и Арий. Он был способным защитником учения об истинном Божестве Христа. В то время ему было 30 лет, и он занимал положение диакона Александрийской церкви.

В идеях Ария защитник веры Афанасий Александрийский увидел опасность для христианского учения о спасении людей. Если Христос не был Богом и не обладал тем же естеством, каким обладает Отец, то разве Он мог осуществить на кресте правосудие Божие и искупить грехи людей, дав им возможность стать Божьими детьми? С другой стороны, если Христос не был настоящим человеком, имел ли Он право умереть искупительной смертью на кресте ради грешников? А самое опасное было то, что в учении Ария Христос почти ничем не отличался от гностического демиурга.

В результате многих выступлений, Собор вынес решение, что учение о несотворенном и вечном Божестве Сына Божия, Иисуса Христа - правильное учение. В буклете "Нужно ли верить в Троицу?" авторы обвиняют императора Константина в том, что он, будто бы, "вмешался и решил в пользу тех, кто говорил, что Иисус есть Бог", и в благоговейном страхе перед ним все епископы, кроме двух, подписали Никейский символ веры, несмотря на то, что многие из них хотели бы сделать иначе.

Роберт Боуман отвечает так на это обвинение: