Kniga Nr1353

Способность творить чудеса и учить о Царстве Божьем не принадлежала Ему, а была дарована Иеговой. Но в том, что Христос - первое создание, учения Ария и свидетелей Иеговы сходны. Кроме того, в учении о том, что до явления на земле и после духовного воскресения Логос-Христос, якобы, бог иного естества, нежели вечный Бог Отец, и Сторожевая Башня, и Арий сходятся между собой.

Как мы видели, христиане не приняли учение Ария, что Христос был сотворен. Оно не было признано апостольским учением. Однако, вскоре после победы над арианством, начали возникать другие вопросы о Логосе-Христе. Если Христос - вечный Бог, Который стал Человеком, то имеет ли Он в результате воплощения одну, или две личности: Божью и человеческую? Имеет Он одну сущность или две: Божью и человеческую? А также, имеет Он одну волю или две: Божью и человеческую?

Первый вопрос о личности был связан с 428 года с патриархом Константинопольским Нестором, который считал, что воплощенный Сын Божий Иисус Христос имеет две отдельные личности, человеческую и Божью. Кроме того, Нестор был против, чтобы деву Марию называли Богородицей. Он считал, что правильно называть её Христородицей. Третий Собор Церкви, состоявшийся в 431 году, признал Нестора еретиком. Собор принял учение о том, что Христос обладает единой Бого-Человеческой Личностью, а деву Марию нужно называть Богородицей.

Нестор был отстранен от служения и умер в 451 году. Ряд восточных епископов не согласились с его отлучением и основали несторианскую церковь в Персии. Несториане были активными миссионерами на Востоке.

Современная церковь ассирийских христиан в Ираке - преемница несторианской церкви. Она запрещает своим членам называть деву Марию Богородицей и признает учение Нестора о Христе правильным.

Второй вопрос возник о природе или сущности воплощенного Сына Божия. Он был связан с учением Евтихия, одного из служителей церкви в Константинополе, который считал, что Христос имеет только одну сущность или природу, и она Божья. По мнению Евтихия, человеческая сущность Христа была как бы поглощена Божественной во время воплощения Сына Божия. Учение это называется монофизитством и, по сути, не было основано Евтихием. На самом деле, он исповедовал идеи епископа Кирилла Александрийского.

Евтихий был приговорен к лишению сана и отлучен в 448 году на Константинопольском соборе. Затем, в 451 году, 4-й Вселенский Собор в Халкидоне формально отверг монофизитство и объявил правильным учение о двух сущностях Иисуса Христа. Этот собор провозгласил, что Божественная и Человеческая сущности образуют во Христе одну неделимую личность Богочеловека. Однако это решение не устранило разногласия. Монофизитство продолжало существовать далее.

Третий вопрос относительно воли Христа возник в связи с монофизитским учением последователей Кирилла Александрийского. Эти люди настаивали, что у Христа нет воли человеческой, а существует лишь одна - Божья. Кроме названия "монофизиты" они получили также название "монофелиты" от греческого слова monofeleia, т.е. одна воля. Но, базируясь на учении о двух сущностях Христа, Шестой Вселенский Собор, который состоялся в 681 году в Константинополе, провозгласил, что у Христа есть не одна, а две воли: Божья и человеческая. Однако Его Божественная воля возвышается над Его человеческой волей.

В этом случае также не все епископы Церкви согласились с решением Собора. Особенно это выразилось в Антиохии и Александрии. До сих пор оригинальная египетская церковь, известная под названием коптской церкви, исповедует эти идеи монофизитства и монофелитства и не признает решений Халкидонского и Константинопольского Соборов.

Обычно богословы евангельских конфессий имеют согласие в том, что Христос обладает одной Личностью, Божьей и Человеческой природой, а также с тем, что Его Божественная воля возвышается над Человеческой. Евангельские конфессии согласны с определением Халкидонского собора, однако не называют деву Марию Богородицей, хотя и признают тот факт, что через нее явился на землю Бог во плоти. Причина для этого - в том, что слово Богородица создает впечатление превосходства над Господом и Спасителем Иисусом Христом. Впоследствии это привело к учению о ходатайственной или посреднической роли девы Марии, в противоположность Слову Божьему, которое учит, что есть только один Посредник и Ходатай на небе - Господь Иисус Христос (1 Тим. 2:5; 1 Иоан. 2:1-2).

Христос умер на кресте или на столбе?