Kniga Nr1353

Другие аспекты учения о Христе в истории ранней Церкви

Общество Сторожевой Башни учит, что как созданный Бог, ЛогосХристос до Своего рождения на земле был также архангелом Михаилом.

Когда Он родился, то перестал быть архангелом и в полном смысле слова стал таким человеком, каким был Адам до грехопадения. По учению Сторожевой Башни, после распятия и смерти на столбе (а не на кресте!), Христос не воскресал физически. Для последователей культа вообще не важно, что произошло с телом Господа. Важно то, по мнению свидетелей Иеговы, что Христос воскрес духовно и опять стал архангелом Михаилом.

Их учение о Христе не во всем сходится с учением Ария, которого они одобряют. Арий не учил, что до Своего воплощения Христос был архангелом Михаилом, а после смерти воскрес только духовно и опять стал им.

Что касается того, кем был Христос на земле, Арий учил, что Сын БожийЛогос при рождении человеческого тела вошел и занял в нем место человеческого духа. Он продолжал оставаться Богом-Логосом, будучи в теле на земле. Души и духа человеческих в этом теле не было. Согласно Арию, Христос не обладал человеческой природой, кроме физической оболочки.

В противоположность ему, Сторожевая Башня учит, что Христос на земле был не Богом или Богочеловеком, а только человеком, но без греха.

Способность творить чудеса и учить о Царстве Божьем не принадлежала Ему, а была дарована Иеговой. Но в том, что Христос - первое создание, учения Ария и свидетелей Иеговы сходны. Кроме того, в учении о том, что до явления на земле и после духовного воскресения Логос-Христос, якобы, бог иного естества, нежели вечный Бог Отец, и Сторожевая Башня, и Арий сходятся между собой.

Как мы видели, христиане не приняли учение Ария, что Христос был сотворен. Оно не было признано апостольским учением. Однако, вскоре после победы над арианством, начали возникать другие вопросы о Логосе-Христе. Если Христос - вечный Бог, Который стал Человеком, то имеет ли Он в результате воплощения одну, или две личности: Божью и человеческую? Имеет Он одну сущность или две: Божью и человеческую? А также, имеет Он одну волю или две: Божью и человеческую?

Первый вопрос о личности был связан с 428 года с патриархом Константинопольским Нестором, который считал, что воплощенный Сын Божий Иисус Христос имеет две отдельные личности, человеческую и Божью. Кроме того, Нестор был против, чтобы деву Марию называли Богородицей. Он считал, что правильно называть её Христородицей. Третий Собор Церкви, состоявшийся в 431 году, признал Нестора еретиком. Собор принял учение о том, что Христос обладает единой Бого-Человеческой Личностью, а деву Марию нужно называть Богородицей.

Нестор был отстранен от служения и умер в 451 году. Ряд восточных епископов не согласились с его отлучением и основали несторианскую церковь в Персии. Несториане были активными миссионерами на Востоке.

Современная церковь ассирийских христиан в Ираке - преемница несторианской церкви. Она запрещает своим членам называть деву Марию Богородицей и признает учение Нестора о Христе правильным.

Второй вопрос возник о природе или сущности воплощенного Сына Божия. Он был связан с учением Евтихия, одного из служителей церкви в Константинополе, который считал, что Христос имеет только одну сущность или природу, и она Божья. По мнению Евтихия, человеческая сущность Христа была как бы поглощена Божественной во время воплощения Сына Божия. Учение это называется монофизитством и, по сути, не было основано Евтихием. На самом деле, он исповедовал идеи епископа Кирилла Александрийского.

Евтихий был приговорен к лишению сана и отлучен в 448 году на Константинопольском соборе. Затем, в 451 году, 4-й Вселенский Собор в Халкидоне формально отверг монофизитство и объявил правильным учение о двух сущностях Иисуса Христа. Этот собор провозгласил, что Божественная и Человеческая сущности образуют во Христе одну неделимую личность Богочеловека. Однако это решение не устранило разногласия. Монофизитство продолжало существовать далее.