Kniga Nr1353

Третий вопрос относительно воли Христа возник в связи с монофизитским учением последователей Кирилла Александрийского. Эти люди настаивали, что у Христа нет воли человеческой, а существует лишь одна - Божья. Кроме названия "монофизиты" они получили также название "монофелиты" от греческого слова monofeleia, т.е. одна воля. Но, базируясь на учении о двух сущностях Христа, Шестой Вселенский Собор, который состоялся в 681 году в Константинополе, провозгласил, что у Христа есть не одна, а две воли: Божья и человеческая. Однако Его Божественная воля возвышается над Его человеческой волей.

В этом случае также не все епископы Церкви согласились с решением Собора. Особенно это выразилось в Антиохии и Александрии. До сих пор оригинальная египетская церковь, известная под названием коптской церкви, исповедует эти идеи монофизитства и монофелитства и не признает решений Халкидонского и Константинопольского Соборов.

Обычно богословы евангельских конфессий имеют согласие в том, что Христос обладает одной Личностью, Божьей и Человеческой природой, а также с тем, что Его Божественная воля возвышается над Человеческой. Евангельские конфессии согласны с определением Халкидонского собора, однако не называют деву Марию Богородицей, хотя и признают тот факт, что через нее явился на землю Бог во плоти. Причина для этого - в том, что слово Богородица создает впечатление превосходства над Господом и Спасителем Иисусом Христом. Впоследствии это привело к учению о ходатайственной или посреднической роли девы Марии, в противоположность Слову Божьему, которое учит, что есть только один Посредник и Ходатай на небе - Господь Иисус Христос (1 Тим. 2:5; 1 Иоан. 2:1-2).

Христос умер на кресте или на столбе?

В отношении смерти Христа вожди Сторожевой Башни настаивают, что Он умер на столбе, а не на кресте. Они не всегда так утверждали. До 20-х годов они соглашались с тем, что Он умер на кресте, но потом изменили свое мнение. Причиной, по-видимому, было желание второго президента Джозефа Рутерфорда быть подальше от христиан, исповедующих вечное Божество Христа и спасение через Его крестные страдания.

Все авторитетные историки признают факт, что римляне пользовались крестом, как орудием смертной казни. В греческом Новом Завете слово ставрос - орудие казни, на котором умер Христос, - переводится словом "крест". Однако Ап. Петр в 1 Пет. 2:24 употребил слово dendron (дентрон), которое обозначает дерево или по-старинному древо. В этом нет ничего странного. Это просто синоним креста, который делался из дерева.

Как правило, в своих публикациях лидеры Сторожевой Башни помещают иллюстрации с изображением распятия Христа на столбе. Так как столб - не крест и не имеет перекладины, то им приходится рисовать Христа со сложенными ладонями вверху головы и прибитыми к столбу одним гвоздем. Однако, кроме самого значения греческого слова stauros и сведений истории, в Новом Завете есть несколько важных данных, которые подтверждают, что Иисус умер на кресте, а не на столбе.

Во-первых, в Иоан. 19:17 написано, что Иисус нес ???????, на котором Он был распят. Но если бы это был столб, а не крест, то почти невозможно для человека нести самому столб без перекладины. С того времени как Его арестовали вечером, судили ночью и мучили, Он уже физически был изнеможен. Поэтому нести столб для Него Одного было бы невозможно, а нести крест еще было возможно. Правда, евангелист Марк говорит, что воины заставили Симона Киринеянина нести крест. Но это было по той причине, что Господь был настолько измучен, что даже не мог нести Свой крест дальше. Чтобы нести достаточно большой столб, на котором можно было бы распять человека, нужно по крайней мере два человека. А евангелист Иоанн говорит, что Иисус нес Свой ??????? (ставрос) Сам.

Во-вторых, в Матф. 27:37 написано, что распинавшие "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский". Но если бы было так, как представляют распятие Иисуса вожди свидетелей Иеговы - с ладонями рук, прибитыми гвоздем к столбу сверху головы, - тогда евангелист Матфей должен был бы написать: "Поставили над руками Его надпись". Ведь не могли же распинающие поместить надпись между ладонями и головой! Для этого не было места. Поэтому факт того, что надпись была над головой, а не над руками, говорит о том, что Его руки были расположены иначе. Они не могли быть прибиты за Его спиной. Самый логический вывод состоит в том, что они были прибиты по обе стороны перекладины креста.

В-третьих, в Иоан. 20:25 написано, что Фома, который не мог поверить, что Иисус воскрес из мертвых, сказал остальным ученикам: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей… не поверю (выделено Н.П.). А Сторожевая Башня в своих публикациях всегда иллюстрирует распятого Христа на столбе, руки Которого прибиты поверх головы одним гвоздем.

Конечно, для того чтобы прибить ладони рук поверх головы, лучше всего сложить их вместе и прибить одним гвоздем. Но дело в том, что Фома видел, что Его Господь и Бог был распят на кресте, и Его руки были прибиты не одним гвоздем. Поэтому, его слова показывают, что именно крест, а не столб был орудием казни Иисуса.