Kniga Nr1353

- Несомненно, осенью, - отвечал Августин, словно бы не замечая тона моего отца - Адам был сотворён осенью, и конец, безусловно, придёт также осенью… Я глубоко задумался над тем, что услышал…

Уверенность, с которой свидетели Иеговы проповедовали своё "евангелие" Царства с 1975 года, давала им успех. Сезар Мансанарес принял эту весть и сам стал свидетелем Иеговы. Присоединившись к ним, он начал ревностно распространять учение культа. Однако после 1975 года Господь привёл его к истинному обращению ко Христу. В заключительной главе нашей книги мы больше познакомимся с тем, как Сезар Мансанарес стал свидетелем Иеговы и как Господь избавил его от плена этого культа.

Это свидетельство доказывает, что, в конце концов, свет торжествует над тьмой. И если оно других приведёт к свету, то заслуга будет не этой книги, но Того неоценимого драгоценного Света, Который стал плотью, чтобы умереть за нас, и таким образом дарует нам жизнь вечную.

Есть и другие бывшие свидетели Иеговы, которые могут засвидетельствовать подобное. Вообще-то известно, что хотя Сторожевая Башня приобретает многих, однако, многих она также теряет, как потеряла по причине неисполнившихся предсказаний относительно 1975 года. Некоторые из "бывших" написали книги, раскрывающие несостоятельность учения этого культа, и трудятся для того, чтобы привести своих бывших друзей к истинной вере. Один из них - американец Давид Рид, подробнее о котором мы скажем ниже.

Естественно, вопрос стоит дальше о том, что случилось в среде рядовых свидетелей Иеговы и Обществе Сторожевой Башни, когда предсказания относительно 1975 года не исполнились. Как известно, в том году вообще никаких крупных мировых событий или потрясений не было, как и в 1925-м году. Это не так, как было в 1914 году, когда началась Первая мировая война.

Во всех отношениях 1975 год оказался провалом для Общества Сторожевой Башни. Все выводы и доказательства "богослова" и вице-президента организации Фредерика Франца и вместе с ним президента Кнорра и других соратников, которые приняли его идею, оказались полностью ничтожными. Несмотря на это, Общество и его лидеры смогли выйти из создавшегося положения. По крайней мере, не без потерь и ущерба, они выкрутились в глазах большинства свидетелей в США и во всём мире.

Это ещё раз показывает, настолько сильно их влияние на последователей, и насколько слаба критическая оценка ситуации со стороны рядовых свидетелей Иеговы. Реакция против провала 1975 года была, но она не была достаточно сильной, чтобы разрушить или серьёзно повредить культу свидетелей Иеговы.

Естественно, Общество потерпело урон в последующие три-четыре года после 1975 года. Какое-то количество членов оставили движение, и вместо роста произошёл спад. Но, если посмотреть на статистику с 1968 по 1980 годы, то урон не аннулировал пользу, которую извлекла для себя Сторожевая Башня посредством этого эпизода.

Во всём этом был виновен, главным образом, вице-президент Фредерик Франц. Президент Натан Кнорр, умерший 7 июня 1977 года, был лишь его соучастником. В последние годы перед смертью Кнорр был болен раком мозга и не мог заниматься руководством Обществом, как раньше.

Фредерик Франц и члены центрального правления вели дела, как они считали нужным.

Начиная с осени 1975 года, когда становилось всё более и более понятно, что ничего из ожидаемого не произойдёт, Общество Сторожевой Башни никаких объяснений официально не давало. Оно молчало. Однако, как пишет Рэймонд Франц, который был тогда членом центрального правления, несколько раз поднимался вопрос о том, что делать. Либо потому, что некоторые ещё надеялись на запоздалое наступление событий, либо из опасения, что формальное признание ошибки повредит престижу организации, решение о том, что делать, откладывалось.

Рэймонд Франц пишет, что Милтон Хеншель (ставший президентом после смерти Фредерика Франца в 1992 году), предложил в 1976 году, "что мудрым курсом действия будет просто не поднимать этот вопрос и со временем братья перестанут говорить о нём". Иначе говоря, если нет возможности оправдаться, то лучше не признавать вину, а упорно молчать.

Но положение, в конце концов, заставило лидеров что-то заявить на эту тему. Это было сделано с уклончивым признанием ответственности в журнале "Сторожевая башня" 15-го марта 1980 года, четыре с половиной года после того, когда должен был произойти Армагеддон. К тому времени основной пыл разочарования уже спал, и те, кто разочаровался, вышли из организации. Как бы то ни было, в журнале было напечатано следующее:

Довольно большое ожидание было возбуждено в отношении 1975 года.