Kniga Nr1354

Наиболее распространенное течение среди старообрядцев – беспоповщина. Согласно этому течению отрицаются церковные таинства, православное священничество, а признается только Иисус Христос (Спас), упованием на которого и можно спастись. В среде беспоповцев есть свои толки, такие, например, как старообрядцы рябиновского толка, признающие лишь кресты, сделанные из рябины, старообрядцы поморского толка или страннического толка.

На протяжении столетий старообрядцы жили замкнутыми поселениями, постоянно подвергаясь давлению со стороны властей. Тем приверженцам старообрядчества, что обитали в городах, приходилось скрывать свою веру. Как бы в отместку, старообрядцы противопоставляли себя «внешнему миру», в котором «воцарился антихрист», и не признавали ничего «мирского»: браков, законов, службы в армии, паспортов, денег, власти. Однако после обнародования в 1905 году указа «Об укреплении начал веротерпимости», после того, как староверам разрешили открыто проводить богослужения, открыто переходить из православия в свою веру, их обособленность стала давать трещину. Вступая в торгово-экономические отношения с внешним миром, перемещаясь, регистрируя свои общины, они постепенно отходили с позиций непримиримости, вживались в общество. Сейчас телефон старообрядческой общины можно обнаружить в справочнике любого крупного города.

Прежних крайностей придерживаются только странники (чаще их называют бегунами). В большинстве своем это люди старшего поколения, которые, достигнув определенного возраста, рвут свои документы и уходят странничать, пополняя многочисленную армию бомжей.

Староверы-беспоповцы не ведут активной пропаганды среди молодежи, но всегда готовы поддержать словом божьим людей пожилых, одиноких, больных или попавших в трудные обстоятельства, принять несчастных в свою веру.

Духовные христиане

Духовные христиане – это религиозное течение российского происхождения, но основанное на квакерских принципах. Они полностью отрицают Церковь, духовную иерархию, иконы и храмы, их идеалом является вольный человек-труженик, свободный от всяких обязательств кому-то служить или соблюдать какие-либо законы. Течение возникло в конце восемнадцатого века. Духовные христиане объявляли греховным весь окружающий мир, призывали осудить роскошь правящего сословия, проповедовали суровый аскетизм.

Духовные христиане разделяются на три основных течения: христововеры, молокане ископцы.

   Христововеры за обычай во время радения хлестать себя кнутами и прутьями получили прозвище «хлысты». Отрицая законы и власть, они естественным образом пришли также к отрицанию и брака, и крещения, зато имеют «духовных жен», с которыми вступают в плотскую связь. Блудить с чужими женами называется у хлыстов: «любовь иметь, как голубь с голубкой15 ».

Понятно, что это очень замкнутые религиозные общины (сами хлысты называют свои общины «корабли»), которые не только не занимаются активной вербовкой, но и любой интерес к себе принимают весьма настороженно.

Молокане не столь скрытны, хотя тоже не стремятся широко проповедовать свою веру. Такое прозвище они получили потому, что в постные дни употребляют в пищу только молоко, а также потому, что учение свое называют «молоком духовным». Молокане чтут Библию, религиозные же обряды у них принципиально совершаются бесплатно, что всегда делало и делает эту секту привлекательной для бедных людей.

Одним из наиболее одиозных толков в духовном христианстве является скопчество.

Скопцы зародились в восемнадцатом веке, отделившись от христововеров, считают высшим состоянием нравственного совершенства физическое оскопление, исключающее саму возможность грешить.