Priest Alexander Permyakov

- Не знаю, Джон, возможно здесь собаки просто напугали бизона…

Свидетели Иеговы могут очень долго и терпеливо говорить обо всём и ни о чём. Если вы не сможете их остановить, то потеряете все свои позиции. Забалтывание приведёт вас к тому, что ваши наблюдатели в какой-то момент потеряют нить беседы и тогда у них пропадёт всякий интерес к дальнейшему диалогу. После того, как они уйдут, вы можете, как угодно разоблачать иеговистов, сектантам будет уже всё равно. Они хладнокровно закончат дискуссию и потом, «под дружные аплодисменты» своих братьев, расскажут на своём собрании о вашем провале. Это укрепит позиции лидеров и обнадёжит сомневающихся. Вы можете возмущаться по этому поводу сколько угодно. Никто собирается перед вами оправдываться, никто из членов секты не будет переживать по поводу вас.

Запомните простое правило: без внешних наблюдателей вашего мнения по поводу ОСБ просто не существует.

12.2. Демагогия

Под демагогией я подразумеваю такой пропагандистский приём, при котором конструктивная дискуссия от рассмотрения фактов переходит к бесконечному обсуждению терминологии. Например, вы предлагаете Свидетелям Иеговы объяснить некоторые опасные для современных адептов ранние тексты Общества Сторожевой Башни, а они вам отвечают, что вы путаете такие понятия как Организация Свидетелей Иеговы и Общество Сторожевой Башни. Дескать, Организация – это отдельный народ Иеговы, а Общество – это всего лишь юридическое лицо, которое решает хозяйственные и административные вопросы. Как юридическое лицо ОСБ нанимает уборщиц, бухгалтеров, юристов и верстальщиков. И, естественно, они могут и не быть Свидетелями Иеговы. Этот ловкий демагогический ход позволяет старейшинам решить сразу три проблемы:

А) Они выигрывают время. Вообще-то претензия иеговистов к вашему невежеству относительно различия Общества и Организации в контексте данной беседы не совсем справедлива. Если вы этого не увидите, то наверняка запутаетесь. Пока вы будете выпутываться, иеговисты придерутся ещё к какой-нибудь вашей фразе, и вы будете «играть в слова» до того момента, пока время, отведённое на дискуссию, не закончится.

Б) Они ослабят внимание ваших наблюдателей. Если бы вам предложили поприсутствовать на конференции микробиологов или врачей офтальмологов, то вам хватило бы одного раза для того, чтобы понять, что вам там делать нечего. В чём проблема? Почему большинству людей это совершенно не интересно? Потому что специалисты пользуются большим количеством незнакомых для обывателей терминов. Демагогия превращает увлекательную почти детективную историю секты в скучную казуистику. Ваши наблюдатели пожалеют, что потратили время на совершенно бессмысленную говорильню. И они будут отчасти правы. Они потратили на вас своё реальное время, а вы тратите это время на обсуждение второстепенных вещей.

В) Иеговисты провоцируют вас воевать с «ветряными мельницами» и выставляют вас идиотами. Судите сами, раз Общество это юридическое лицо, в котором могут быть люди разных конфессиональных взглядов, то, критикуя Общество, вы критикуете и этих, ни в чём не повинных людей. Это значит, что вы инквизитор, готовый идти по головам, ради своей принципиальной борьбы с сектами. (В нашем разговоре с Галиной искушение погрузиться в демагогию возникло в п. 24-29.)

Как реагировать на демагогию? Ищите всегда короткий ответ в одну фразу. В ситуации с демагогией на тему различий ОСБ (как юридического лица) и Организации Свидетелей Иеговы нужно задать наводящий вопрос: «А кто из этих двух разных групп претендует на роль «ВЕРНОГО И БЛАГОРАЗУМНОГО РАБА»? Они обычно говорят, что Организация Свидетелей Иеговы, так как, дескать, это отдельный народ Божий.

Ну, что ж… Тогда вам ОСБ (как юридическое лицо) неинтересно. Рассматривать её учение нет никакого смысла. Раз она не является «верным и благоразумным рабом», значит не она является автором публикаций Сторожевой Башни. Теперь можете возвращаться к теме «Организация Бога» и сделать ход конём.

12.3. Эмоциональный резонанс

Технику эмоционального резонанса мы можем представить как способ создания у аудитории определённого настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Одно из правил пропаганды гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму человека, а к его чувствам. Защищаясь от агрессивной информации на рациональном уровне, человек всегда может выстроить систему контраргументации и свести все усилия вербовщиков к нулю. Если же вербовка в секту происходит на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, никакие рациональные аргументы в этом случае не срабатывают. В диалоге с Галиной у нас возникло несколько ситуаций, когда Галина (видимо неосознанно) пыталась использовать технику «эмоционального резонанса». Особенно эта попытка просматривается в той части дискуссии, в которой Галина говорила про невесту, которая выбегает навстречу жениху (133-134). В моей жизни был случай, когда сектанты применили технику эмоционального резонанса настолько эффективно, что моментально расположили к себе всю аудиторию. Это были мормоны. Один из них, двадцатилетний юноша буквально разрыдался во время свидетельства того, как секта мормонов ему помогла. Он говорил приблизительно так: «Я очень большой грешник. Родители мне дали так много, но я, неблагодарная скотина, постоянно катился вниз по наклонной плоскости. Сперва я начал ругаться матом, затем я стал курить, потом пристрастился к лёгким наркотикам, наконец, я стал злоупотреблять алкоголем. Я стал злым, равнодушным и замкнутым. Однажды я связался с одной компанией и из-за этого чуть не сел в тюрьму. В этот момент у меня не было настоящих друзей, и я был близок к самоубийству. Но Бог любил меня и однажды я натолкнулся у себя на работе на красочный журнал Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормонов). После этого я нашёл то место, в котором собираются эти люди. Я был тогда очень обозлён, но верующие своей заботой изменили моё сердце. Кто я был тогда? Несчастный неудачник, которого ждала тюрьма. Бог произвёл чудесную работу в моей жизни. Сейчас я не пью, не курю, занимаюсь спортом. У меня есть девушка, бизнес и большая духовная семья! И я пришёл к вам для того, чтобы поделиться с вами своей верой».

В процессе монолога юный мормон закатывал глаза, активно жестикулировал, повышал или понижал тон в кульминационных местах, заглядывал в глаза зрителям. И он держал всех в напряжении до тех пор, пока какая-то женщина не вскочила и не возмутилась: «Хватит! Есть много сильных личностей, которые изменили свою жизнь, бросив пить, курить и ругаться матом, но это не даёт им право приставать к посторонним людям. Если вы избавились от гриппа, то это не значит, что теперь вы -учитель географии или даже биологии! Вы чего-то достигли в жизни, и я тоже чего-то достигла, но я к вам не лезу с наставлениями. Сейчас вы отнимаете у меня драгоценное время, которое я могла бы потратить на то, чтобы навестить свою больную бабушку. Я не просила Вас исповедовать мне здесь свои грехи. И я никак не могу понять то, почему я теперь должна оплачивать ваше самоутверждение моим временем и принятием вашей веры?» Жёстко, но убедительно. Эти слова разрушили всю магию слов мормонов, и им пришлось ретироваться.