Схимонах Паисий-ВОЗВРАЩЕНИЕ К БОГУ -ОТ ЗЕМЛИ НА НЕБО-© Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского.

Если не найдешь человека, чтобы посмотреть на свое духовное отражение, тогда отойди немного от своей келий и оттуда посмотри на самого себя, как второе лицо, и тогда найдешь много недостатков.

Если человек не узнает своего ветхого человека, чтобы смириться естественно, то смирение не может стать его состоянием, чтобы пребывала Божественная благодать.

Не стремись стать старцем, потому что эта мысль греховна и ошибочна. Не получится старец из того, кто не был послушником.

Если ты стал капитаном, не побывав прежде юнгой, то, чтобы не утонуть тебе вместе со своей командой, советуйся хотя бы с моряками.

Кто сам добивается почета себе, тот сам и будет бороться всю свою жизнь. Тот, кого продвигают люди, их и будет иметь своими помощниками. Кто же извествуется от Бога, тому помощником будет Бог.

Если случайно кто-нибудь из нас, старцев, духовно немного косой, то да не требуем от монахов слепого послушания, чтобы не упасть всем нам в пропасть, по написанному: Слепец слепца аще водит, оба в яму впадетася (Мф. 15; 14).

Не приходите поспешно в монастырь прежде, чем не развяжете свои мирские клубки, если хотите нормально вплестись в братство.

Прежде чем удалиться от мира, сотвори сердечную молитву ко Христу и доверь Богу своих родителей, братьев и сестер, и впоследствии не вспоминай о них, ибо тогда Христос будет обязан им помогать.

Новоначальный, который вспоминает о своих родителях, братьях и сестрах, препятствует Божией помощи. Если же вспоминает и о мире, то он очень быстро забыл, что стремился отречься от мира.

Если ты не можешь отречься от мира, то, по крайней мере, подвизайся, чтобы выкорчевать в себе мирское сознание.

Трудно искореняется из нас мир, если сперва мы не выкорчуем себя из мира и его соблазнов.

Трудно стяжать Божественную любовь, если прежде не оторвать любви от своей маленькой семьи, чтобы войти в нашу великую семью Адама - Бога.

Новоначальный не должен впитывать мирское сознание в начале своего монашества, ибо он будет постоянно шипеть, как свеча, фитиль которой впитал воду.

Старец не должен резко смирять живого и эгоистичного юношу, иначе он пустит ветви, подобно молодому дереву, в котором бывает много соков, когда у него подрезают много ветвей.

Когда твое духовное древо мало и низко растут ветви, прими с радостью духовную ограду и узы ограничения, чтобы не быть изувеченным козами и не прийти в негодность. Сотвори терпение, чтобы возрасти духовно, вкусить своих плодов и прохладиться в своей тени.

Деревце мягко связывают травой, а не проволокой, иначе повредится кора и оно засохнет. И ограничение новоначального должно быть мягким, с доброжелательностью, чтобы он не засох духовно.

Духовное чадо не должно давать духовные права никому другому, кроме старца, и говорить мирским свои помыслы, и должно смиряться, иначе оно душевно повредится от людей, которые не ведают великой добродетели смиренномудрия.

Плотская брань не помеха юному, который хочет стать монахом: достаточно только не думать о браке. Малым подвигом, постом, бдением и молитвою покоряется плоть духу, конечно, когда имеется смиренное сознание. В то же время юноша сберегает и небесную награду за свой подвиг.

Не вступайте в монашество, если ваше сердце целиком не отдано ему, иначе вы потерпите неудачу.

Юноша, который все свое сердце отдает Христу и сам с верою отдается опытному духовному старцу, легко совлекается ветхого человека, подобно молодой картошке, которая чистится очень легко. Пожилой же, если он не очень прост и смиренен, подобен старой картошке, которая трудно очищается. Она еще должна быть вареной и чиститься теплой.

Более чиста схима, принятая в молодом возрасте, пусть она и запылится немного от времени, чем схима пожилого, которую он принял в последние годы и взял ее у Портного чистую и глаженую с собою в гроб.