Kniga Nr1375

- утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь связывает человека, так и печаль связывает деятельность душевных сил. Добро - освободить человека от телесного недуга, еще большее добро - освободить душу от печали и направить ее к богоугодной деятельности с упованием на всеблагое попечение Божие. Всю печаль вашу возвергше на Нань, яко Той печется о вас, - говорит святой апостол Петр (1 Пет. 5, 7);

- не воздавать злом за зло, которое нам сделали другие, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением и спокойным духом;

- наконец, дело духовного милосердия есть от сердца прощать ближним обиды, как бы они ни были нам причинены - словом или делом. Наставление Господне: Прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11, 25) - должны помнить все христиане, взирая на пример Самого Христа Спасителя, Который со Креста молился за Своих распинателей, взывая: Отче! отпусти им, не ведят бо что творят (Лк. 23, 34).

Так многоплодна добродетель милосердия: она является как бы отражением в человеке Божественной благости, распространяя любовь его на всех окружающих. Она угодна Богу и привлекает Его благовление к обладателю своему.

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Милостивым обещается помилование. Это обетование простирается на настоящую и на будущую жизнь. За малую нашу милость к ближнему Господь по беспредельному Его милосердию явит нам Свою великую милость и простит нам бесчисленные грехи, которыми мы Его оскорбляем ежедневно и ежеминутно.

А немилостивым не отпустятся их грехи, как учит Господь: если не отпущаете согрешения ближним, то и Отец ваш Небесный не отпустит вам ваших согрешений (см.: Мк. 11, 26). Суд бо без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13). Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (Пс. 40, 2). Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе (Пс. 111, 9). Милостивых ожидает великая милость на Последнем Суде Божием.

Кому скажет тогда Господь: "Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царствие, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы накормили Меня, жаждал - напоили, наг был - одели, странен был - приняли, в темнице и больнице был - посетили Меня" (см.: Мф. 25, 34-36)? Это обетование относится к милостивым, потому что Господь говорит далее: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Так велика добродетель милосердия и велико обетование, усвояемое милостивым. Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть. Подражая милосердию всеблагого Бога, старайтесь делать к пользе ближнего всё, что только возможно. Помогайте всякому, кому чем можете и сколько можете. Кому подайте кусок хлеба, кого напоите, кого оденьте, больного посетите, печального утешьте. Молитесь Богу о ближних и о родных своих; не будьте памятозлобны, благодушно переносите оскорбления и обиды. Тогда и на нас, если мы будем так милостивы, сбудутся эти слова: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Аминь.

25.08.1963 г.

О восьмой и девятой заповедях блаженства

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры, смысл нашей христианской жизни заключается в достижении главной нравственной цели - спасении своей души. К тому должно быть устремлено все внимание каждого христианина, чтобы благоразумно и богоугодно провести короткое свое земное странствование и сподобиться вечного блаженства. В прошлых беседах мы говорили, что, для того чтобы уверенно шествовать по пути христианской жизни, необходимо христианину прежде всего исполнять нравственный закон Божий и волю Божию, которая выражена главным образом в так называемых девяти заповедях блаженства, изложенных Спасителем в Его Нагорной проповеди.