Kniga Nr1375

25.08.1963 г.

О восьмой и девятой заповедях блаженства

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры, смысл нашей христианской жизни заключается в достижении главной нравственной цели - спасении своей души. К тому должно быть устремлено все внимание каждого христианина, чтобы благоразумно и богоугодно провести короткое свое земное странствование и сподобиться вечного блаженства. В прошлых беседах мы говорили, что, для того чтобы уверенно шествовать по пути христианской жизни, необходимо христианину прежде всего исполнять нравственный закон Божий и волю Божию, которая выражена главным образом в так называемых девяти заповедях блаженства, изложенных Спасителем в Его Нагорной проповеди.

Мы говорили, что без исполнения нравственного закона Божия не примет Господь и наших молитв, которые будут Ему неугодны, как свидетельствует об этом Священное Писание. За нарушение заповедей Божиих, за порочную и безнравственную жизнь Господь обличал в Ветхом Завете иудейский народ и отвращал от него Свое лицо. Также и Сын Божий, обличая современных Ему иудеев, говорил им: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня... Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю? Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 15, 8-9; Лк. 6, 46; Мф. 7, 21).

Таким образом, каждый христианин должен обратить все усердие и старание свое на исполнение воли Божией. Мы говорили, и вы знаете, что Господь от нас требует, чтобы мы имели нищету духовную, то есть смиренное сознание своей полной зависимости от Бога, благоговение пред Ним, Подателем всех даров, относили все свои совершенства лишь к Нему единому, а себя самих смиренно считали за ничто. Далее требуется от нас сокрушение и плач о грехах своих: Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). Господь требует, чтобы мы не предавались движениям гнева, досады, мщения, вражды, зависти, а ради любви к Нему все оскорбления и поношения от людей переносили великодушно.

Необходимо укрощать все движения гнева в самом начале, чтобы сохранять требуемый от нас Богом дух христианской кротости. Надо и алкать и жаждать оправдания своего пред Богом через веру во Иисуса Христа, быть милостивым к ближним по примеру Самого Господа: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), для чего надо стараться больше творить добрых дел ближним по любви к ним. Необходимо сохранять чистоту сердца, а для сего надо отсекать все худое, чем оскверняется оно, а это могут быть худые помыслы, желания, чувствования, скверные слова и порочные дела.

Далее необходимо иметь мир в своей совести, с окружающими людьми и с Богом, чтобы и в этом подражать Господу, ибо блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9). Все эти семь заповедей содержали в себе изображение пути к достижению блаженства, указывали, какие добродетели должны мы стяжать, чтобы наследовать Царствие Небесное. Но еще не было сказано в них о тех трудностях, какие на пути к достижению блаженства предстоят каждому христианину. Поэтому в последних двух изречениях Господь научает нас тому, что, стремясь к блаженству, мы должны быть готовы к великодушному перенесению всех неприятностей, трудностей и скорбей.

Блажени изгнани правды ради (Мф. 5, 10). Ищущие блаженства должны быть готовы к перенесению гонений за правду, то есть за добродетельную и благочестивую жизнь по учению Христа Спасителя.

Таково свойство людей, преданных порочной жизни, что они ненавидят и преследуют людей благочестивых и добродетельных. Добродетели благочестивых людей служат обличением их порочности, а потому не могут они видеть своих обличителей и терпеть их в своей среде. По своему самозабвению и ослеплению они хотели бы видеть всех подобными себе, чтобы все шли такими путями, какими идут к погибели они. И это всё потому так, что мир весь во зле лежит, по слову Божию (см.: 1 Ин. 5, 19). Потому же и святой апостол Павел говорит, что все хотящие жить благочестиво во Христе Иисусе гонимы будут (см.: 2 Тим. 3, 12).

Ублажая гонимых за правду, Господь тем самым ясно предсказывает, что будет гонение за правду, которой Он научил Своих учеников, и тем внушает и заповедует, чтобы все верующие в Него готовы были к перенесению гонения этого с мужеством и благодушием, зная, что сему надлежит быть и что Господу угодно, чтобы мы шли путем благочестия и добродетели с твердостью и постоянством, преодолевая все преграды с непоколебимым терпением. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19), - говорит Спаситель.