Kniga Nr1375

1962 г.

О страдании и терпении

Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми.

Лк. 9, 23

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, цель нашей жизни - спасение души. Много путей, ведущих к этой цели, и все они благословенны. Однако из них всех скорбный путь - путь креста - один из самых коротких, а потому мы не только должны не ожесточаться в скорбях и переносить их с терпением, но должны еще и благодарить за них Бога. Мы же, по своему малодушию, боимся скорбей, не хотим верить, что они полезны для нашей души, забывая, что только многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14, 22). Каждому из нас дана здесь ноша, которую д!олжно непременно пронести до гроба. И пронести ее каждый должен сам. Хотя иногда и встречаем мы поддержку в ободрении духа нашего со стороны ближних, но благо тому, кто в помощь себе призывает не людей, но Господа своего. Можно ли прожить без скорбей? Конечно, нет! Причина наших скорбей заключается в грехопадении Адама, а поэтому в них мы несем должное наказание за прародительский грех. Однако вместе с тем они очищают нас и от наших собственных грехов и ведут в Царствие Божие.

Ясно, что желать не иметь скорбей - значит желать невозможного. Души скорбящие, терпеливо несущие свой крест, - это любимые дети Божии, и Господь всегда с ними. Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто обращает на них с любовью Свой взор. По кресту они, так сказать, родственны Господу Иисусу - и какое это высокое родство! Мы забываем, что если скорби не приближают нас к Богу, то единственно по нашей вине: вместо покорности и терпения у нас является ожесточение сердца. Удивительно ли после этого, что мы впадаем в гораздо большее зло?

В первые века христианства, в одно из гонений, многие, испугавшись предстоящих мучений, бежали от ужаса в пустыни Аравийские, но, думая спастись, погибли там от варваров. Не так ли и мы малодушно стараемся укрыться от скорбей и, чтобы избежать их, решаемся иногда на поступки, противные совести, которые затем, отравляя нашу жизнь, причиняют нам скорби сильнейшие тех, от которых полагали мы избавиться? Вследствие этого мы нередко погружаемся в уныние или же, в надежде заглушить совесть, потворствуем своим страстям и впадаем в сети диавола.

Необходимо также сказать и следующее: часто мы слишком преувеличиваем свои горести, замечаем всякое огорчение, а милостей, которые получаем от Господа, напротив, не замечаем, считая, что они есть нечто само собой разумеющееся, и потому остаемся неблагодарными Господу. И, лишь когда посетят нас скорби, начинаем мы как должное оценивать то счастливое время, когда их не было, и даем обет, что, если скорби пройдут, будем благодарны Богу за мирное, спокойное существование и времяпрепровождение.

Мы ропщем иногда на болезни, между тем как должны бы благодарить за них, потому что, не говоря уже о будущей награде за страдания, они благодетельны для нас и тем, что укрощают наши страсти, которые без того могли бы в нас усилиться и Бог весть до чего довести. И потому, если посетят тебя болезни, старайся переносить их с терпением и не искушайся мыслью, что они мешают твоим подвигам духовным. "Когда болезнь тяготит нас, - говорила блаженная Синклитикия, - не надобно скорбеть, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотей, а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться".