Kniga Nr1375

Великий подвиг - терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. Мы лишились очей? Не будем печалиться: внутренними очами мы можем созерцать славу Божию. Лишились слуха? Возблагодарим за то, что вовсе не будем слушать пустых речей. Не действуют руки? Но у нас есть внутренние длани, готовые на брань с врагами. Страждет болезнью все тело? Но через сие умножается здравие внутреннего человека.

Души скорбящие - это избранники Божии, которые за временные страдания получат награду вечную; это избранники Божии - души высокие, не знающие радостей и наслаждений земных, но готовящие себя для небесных. Чтобы по немощи человеческой не увлеклись они утехами мира, их недостойными, и не утратили чрез это назначенные им небесные блага, Господь ограждает избранных чад Своих от бездны греховной со всех сторон крестами, как бы некой духовной оградой.

В миру многие думают и говорят, что Господь не любит тех, кому посылает скорби. Но это - мнение людей, которые сами не имеют любви к Иисусу Христу, забыли сказанное в Писании: Кого любит Бог, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). И еще: Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя (Евр. 12, 5). Святые угодники, проникнутые сим учением, восходили в сердце своем до того, что не только не боялись скорбей, но еще и радовались, когда могли что-нибудь потерпеть за Господа, ибо они помнили слова апостола Павла о том, что все, хотящие благочестиво жити во Христе Иисусе, гонимы будут. Лукавые же человецы и чародеи будут преуспевать во зле, обольщаясь сами и обольщая других (ср.: 2 Тим. 3, 12-13). Первые христиане могли бы, казалось, подумать, что оставлены Богом, когда тысячами погибали во время гонений, однако же мы видим противное: гонения еще более утверждали их в вере. Замученные за Христа умирали с упованием, а оставшиеся в живых еще крепче прилеплялись к Богу, готовя себя на новые подвиги. Надо не переставать повторять себе, что скорби чрезвычайно полезны душе нашей, что они ведут нас к спасению и не их должны мы бояться, а того, чтобы Господь не забыл о нас, - вот истинно была бы величайшая скорбь. А когда Он посылает нам кресты, то это доказывает не только памятование Его о нас, но и любовь Его к нам, грешным. Эту высокую истину как можно глубже должны мы запечатлеть в своей душе.

Если в скорбях мы будем видеть не просто несчастья, но истинный крест Христов, то, безусловно, поймем, почему души скорбящие - любимые дети Божии. Как великому Константину для победы над Максентием дарован был крест, так дарован он и каждому из нас для победы над самым опасным и коварным нашим врагом - диаволом, которого беспрерывно укрепляют против нас наши грехи. Мы знаем, что не только Крест с изображением Спасителя, но и знамение креста, сотворенное человеческими руками, отгоняет врага: как же не дорожить нам крестом скорбей, посланным нам в жизни, крестом, который мы несем вслед за Господом и по Его повелению? Как и мы сами созданы по образу и по подобию Божию, так точно и крест наш должен быть подобием Креста Христова. А становится он им лишь тогда, когда несем мы его с терпением и любовью, а не со злобой в сердце или унынием, когда сознаем, что идем по стопам Спасителя и что в кресте нам дано непобедимое оружие на врага, против которого этот вещественный крест - скорби наши - так же силен, как и Крест с изображением распятого Господа.

Но если на скорби, нам ниспосланные, мы будем смотреть только как на несчастье и повод для ропота, то мы последуем уже не Спасителю, а нераскаянному разбойнику, и крест скорбей наших не только не отгонит от нас врага, но еще и привлечет его к нам, как к верной добыче.

Неся же крест свой, последуя Господу, мы вскоре убедимся, что это царственное оружие защищает нас от искушений диавола, помогает побеждать множество опасных врагов - наши страсти - и ограждает от многого дурного, что совершили бы мы, если бы не несли его.

Скорби уничтожают нашу гордость, смиряют - рано или поздно - самые ожесточенные сердца и обращают их к Богу. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс. 33, 19), - говорит святой пророк Давид. Души скорбящие не потому избранные Божии, чтобы Он любил видеть нас несчастными, а потому, что Он хочет, чтобы мы были не малодушны, но тверды и умели все претерпевать до конца. Ему приятно видеть, когда человек, одаренный душой бессмертной, предпочитает небесное земному и, минуя все временное, стремится прямо к Творцу и простирает духовный взор свой в вечность, в которой его настоящая жизнь. Ему приятно видеть, когда человек так смотрит на время, как то и следует существу бессмертному. Ибо избранник Божий, неся крест свой, непременно должен помнить, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8) и что время имеет значение только в здешней жизни, а потому, чем духовнее человек, тем менее обращает он внимания на все временное.

Пример великого терпения мы имеем в святых, великодушно переносивших все болезни и искушения на своем земном пути. Так образ величайшего терпения показала в себе преподобная Синклитикия, наставления которой приводили мы выше. Ей было восемьдесят лет, когда ее посетила изнурительная лихорадка, мучившая затем святую старицу три с половиною года. Потом от загнившего коренного зуба начала гнить у нее десна. Гниение перешло на уста и на всю щеку. После сорока дней страдания в больных местах образовались черви, которые стали выходить наружу; поражены были самые кости, гниение и зловоние распространились по всему телу, так что с трудом могли находиться при ней прислуживающие ей. Блаженная же сия страдалица отказывалась при этом от всякого человеческого пособия. И согласилась только на употребление мази для уничтожения зловония.

Три месяца страдала она, не употребляя никакой пищи и не зная сна. А за три дня до кончины сподобилась небесного видения, в котором открыто было ей время ее отшествия, и мирно почила в названный ею день.

Преподобный Варсонофий Великий, когда просили его помолиться о здравии аввы Серида, который был долго болен, отвечал: "О здравии сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтобы он не был болен ни одного дня, - и это исполнилось бы, но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благдарения".

Да, святые знали силу безропотного терпения в болезни и потому все переносили с великодушием, за все благодаря Бога. Читая о разнообразных мучениях и истязаниях, в которых древние христиане умирали тысячами, и глядя, как нынче охают от самой ничтожной боли, приходится удивляться, как терпеливы были те люди; ведь и они были такие же, как и мы, - из плоти и крови. Но так измельчали нынче души...

Повествуется в одной из древних книг, как некий инок задумал уйти из монастыря в мир, однако неожиданно был поражен проказой и, опомнившись, не роптал, но радовался и благодарил Бога, удержавшего его болезнью телесной от нарушения монашеского обета и исцелившего его недуги духовные. Так умели понимать прежде значение посылаемого от Господа креста.

Ради духовного нашего исцеления, для нашей же пользы попускает нам скорби и испытания милостивый Господь. Но и Сам Он - Муж скорбей, изведавший многие и тяжкие болезни. Поэтому, неся крест свой, чаще всего имей пред сердечными очами твоими распятого Господа. Неужели, воспоминая о том, что претерпел Он для нашего спасения, не стерпишь и ты из любви и благодарности к своему Благодетелю того малого креста, который приблизит тебя к Нему? Люди святой жизни учат, что если мы и не в силах от всего сердца благодарить Бога за скорби, то следует хотя бы и насильно заставлять себя говорить: "Благодарю Тебя, Господи, за скорби, мне посланные", - и этот первый акт покорности, хотя и принужденный, послужит нам благим началом к тому, чтобы со временем благодарить Бога и от души.

Но такого состояния нельзя достичь иначе, как частым общением с Господом чрез принятие Святых Его Таин и чрез молитву, особенно слезную. Слезы сами по себе смягчают душу, а затем облегчают скорби и делают душу лучше и чище. Скорби также лучше всего приготовляют нас к великому таинству смерти, неизбежной для каждого. Примером в этом служит евангельский нищий Лазарь, который за свое терпение сподобился упокоения на лоне Авраамовом.