Kniga Nr1375

"Останови зло в самом его начале, - говорит святой Василий Великий, - всеми мерами истребляя в душе гнев. Укорил кто тебя - а ты благословляй; бил - а ты терпи. Презирает и за ничто почитает он тебя? А ты приведи себе на память, что из земли ты составлен и в землю опять возвратишься. Когда тебя смущает искушение сказать укоризненное слово, то представь себе, что ты должен решить: приблизиться ли тебе к Богу через долготерпение или же через гнев предаться на сторону противника. Дай время своим мыслям избрать благую часть. Но больше всего должно искренней молитвой обращаться к Богу, чтобы Он дал дух кротости и терпения и Своей благодатью укрепил наше сердце в кротости и незлобии, потому что это дары Духа Святаго".

Дорогие братия и сестры, Господь призывает нас к счастью земному и небесному через жизнь в духе евангельской кротости. Кротких любят люди, их любит и Господь. На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2), - говорит Он через Пророка Своего. Обращаясь взором к кроткому и любвеобильному Преподобному Сергию, будем подражать ему по мере сил в этой добродетели и молить его, чтобы он вел нас таким путем, каким шел сам, и своим молитвенным предстательством испросил нам у Господа дух кротости, терпения и незлобия, который так необходим каждому из нас, чтобы прямым путем, беспреткновенно достигнуть обещанного успокоения и блаженной жизни со всеми угодившими Богу, чтобы на Страшном Суде быть поставленным по правую сторону и услышать вожделенный глас: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Аминь.

Неделя 14-я по Пятидесятнице,

1960 г.

О гордости и смирении (I)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, один наш отечественный историк говорит: "Полюби святого Сергия, он был русский в душе; полюби его искренне, и он полюбит тебя!". И наш народ любил Преподобного Сергия, любил его искренне, всем сердцем своим, любил его, как родного своего отца. И как не любить такого любвеобильного мужа, который сам был для всех отрадой, готов был всегда душу свою отдать за ближних, который еще при жизни своей для всех приходящих к нему был нежным и заботливым утешителем, а после своего преставления и переселения на Небо не престает источать токи своей любви всем к нему прибегающим и ищущим у него помощи?

Для нас с вами Преподобный Сергий весьма дорог и близок, и вся его святая жизнь для нас весьма назидательна и утешительна. И тем более делается она для нас назидательной и утешительной, когда, воспоминая ее, мыслью и сердцем своим перенесемся в отдаленную по времени, но близкую нашему сердцу родную древность, когда подышим простотою духа того времени и насладимся созерцанием боголюбезного смирения Преподобного. Мы забываем тогда, пусть и на краткое мгновение, окружающую нас суету и имеем возможность хотя бы немного отдохнуть душой.

Наши уста и ум немощны и скудны, чтобы по достоинству прославить такого великого и дивного угодника Божия, каким является Преподобный Сергий, но для назидания своего хотя бы вкратце воспомним еще раз его святое житие. Вся святая жизнь его носила на себе печать благодати Божией, особого избранничества и покровительства Божия. Святой апостол Павел говорит: Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8, 29-30). Эти слова апостола Павла в точности исполнились на Преподобном Сергии. Господь предвидел, что Преподобный будет мужем благочестивым и праведным, приведет, благодаря своей святой жизни, к Богу множество людей и научит их поклоняться Святой Троице, и предуказал это особым знамением. Так однажды, будучи еще младенцем, сущим во чреве своей матери, во время Божественной литургии Преподобный трижды прокричал в храме, знаменуя этим, что будет он светильником Церкви, крепким молитвенником за всех верующих.

И вот дитя родилось, и благодать Божия была с ним. Младенец, названный родителями Варфоломеем, в среду и пятницу никогда не принимал сосцев матери; также не принимал он их и в те дни, когда она вкушала мясную пищу, знаменуя этим, что будет он великим постником и подвижником. Благодать Божия вела младенца и в последующие годы, когда уже стал он подрастать и вступать в среду общежительной жизни. Благодать Божия влекла его к уединению, пробуждая в нем чувство искания Бога и молитвенную настроенность.

Он ищет уединения, удаляется от детских игр и забав; его душа находит для себя удовлетворение в молитве, и ей предается он всем своим существом, забывая обо всем, что присуще детскому возрасту. Но вот Господь попускает ему испытать скорбь: он оказывается как бы не способным к учению, ему трудно дается книжная премудрость. Попускает же это Господь для того, чтобы богатство разума его и духовного просвещения, имевшее открыться впоследствии, явилось не плодом книжного человеческого научения, но плодом благодати Божией. Ему никак не дается учение, он испытывает тяжелое чувство, когда видит своих братьев и товарищей успевающих в учебе, а себя - безнадежно отстающим от них. Он печалится, сокрушается, плачет, горячо и усердно молясь Богу о даровании ему способности учиться. И Господь являет по времени Свою милость. С явлением неизвестного таинственного старца-монаха, подавшего отроку Варфоломею благословение и часть просфоры, нисходит на будущего подвижника премудрость свыше, и он начинает преуспевать в учебе больше своих сверстников.