Kniga Nr1375

Так близок Преподобный Сергий к своей Лавре. И для нас с вами он дорог, как молитвенник за нас и как покровитель ее. Поэтому, дорогие братия и сестры, совершая молебное пение Преподобному, всегда будем прославлять его с чувством благодарности, потому что ради его молитв мы и до настоящего времени имеем возможность молиться и спасаться в тихой его обители.

Один церковный историк говорит: "Творя память Преподобного Сергия, мы поверяем себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим угодником Божиим; обновляем и пополняем его. Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады у его гробницы погаснут только тогда, когда мы растратим этот свой нравственный запас без остатка".

Поэтому, дорогие, со слезами умиления будем просить великого Игумена Земли Русской, чтобы в нас этот нравственный запас не истощался, чтобы сам он своими молитвами, руководствовал нас на пути духовной жизни и сохранил для нашего спасения свою тихую, благодатную обитель, дабы под покровом ее достигнуть нам будущего Царствия Божия и там всегда с любовью прославлять его, скорого и верного заступника своего, и воспевать ему: Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Аминь.

1962 г.

О зависти

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, за службой преподобным всегда читается зачало из послания святого апостола Павла к Галатам, соответствующее их духовному совершенству и обилию полученных ими от Бога благодатных даров. Своими подвигами преподобные отцы наши настолько умертвили, истребили в себе все плотские страсти, что, живя на земле, духом они пребывали уже на Небе и были подобны бесплотным Ангелам. Вся их жизнь являлась сиянием любви, добра, мира, кротости, смирения и других христианских добродетелей, так что они действительно были сосудами Святаго Духа, богоносными отцами, опорой и утешением всех немощных и стремящихся к Царствию Небесному.

Святость, чистоту сердца и ума они приобрели в неустанной борьбе с самими собой, со своими греховными влечениями и пожеланиями. Прежде чем достигнуть такой высоты духовной жизни, они вынуждены были вести брань с искушающими их помыслами и страстями.

Чтобы приобретать добродетели, необходимо знать и противоположные добродетелям пороки, обитающие в нас и насаждаемые по действию злых духов. Христиане уподобляются воинам, которые всегда должны стоять на страже своего сердца, не допуская, чтобы им овладели греховные желания, мысли и всякого рода страсти, потому что это - опаснее всякого внешнего врага. Сегодня мы побеседуем о темной и мучительной страсти - зависти, ибо она является первоначальным семенем всякого греха и зла, первой скверной, растлившей Небо и землю.

Виновницей падения Денницы, начальника Ангелов, изгнания прародителей из рая и осуждения их на смерть, а также первого убийства на земле была зависть. Зависть - это печаль из-за благополучия ближнего. Денница, началовождь Серафимов, краснейший Денница, утром воссиявший, когда впервые увидел неизреченную добр!оту и славу Трисиятельного Божества, тогда позавидовал и опечалился. Потом дух его превознесся гордостью, и он возомнил быть равным Божеству. Ты рекл еси во уме твоем: на небо взыду, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13-14), - сказано о нем Пророком.

Омрачившись завистью, прекрасный Ангел света стал страшным демоном, упрямым, неизменным во зле духом, всегда носящим в себе ненависть и вражду к Богу. А когда он убедился в своем бессилии в борьбе против Бога, то направил злобу свою против человека. Увидев человека, увенчанного честью и славой, в раю сладости, царем всей вселенной, он был уязвлен ревностью и стал прельщать наших прародителей, склонять их к ослушанию и был очень обрадован, когда услышал приговор об изгнании их из рая и осуждении на смерть. Так пагубна и страшна страсть зависти.