Kniga Nr1375

Во времена Нового Завета, видя, как Богочеловек Иисус Христос проповедует истину, исцеляет больных, прощает грешных, книжники и фарисеи огорчаются тем, что Спаситель приобретает от народа большее уважение, нежели они, и всячески стараются Его оклеветать, поносят Его и, наконец, в диавольской злобе своей предают Его мучительной смерти: распинают на кресте.

Много зла всегда делала и делает в мире зависть. Сколько от нее погибло людей благородных, славных своими великими деяниями на пользу человечества! Зависть есть гибельная язва для общества. Только там, где в общественных отношениях царствует любовь, где труды и дарования поддерживаются общим уважением и не дается зависти людской возможности злодействовать, - только там возможно благоденствие и процветание общества. Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак. 3, 16),- говорит святой апостол Иаков.

Разве счастье Иосифа не было общим благополучием для его братьев, как доказало это само время? А слава, достигнутая Давидом, разве не была вместе славою и Саула, чье царство он утверждал, побеждая врагов? Чудеса Христовы разве не были благодеянием для всего народа иудейского? Но завистливый не обращает внимания на свое благо: зависть не умеет предпочитать полезное, она видит добро ближнего и завистливо печалится; она старается благополучие обратить в злополучие и в этом находит утешение своей печали. Поэтому богословы говорят, что наибольшей мукой для содержимых в аду будет зависть: они будут видеть блаженство праведных и вечное их наслаждение, а себя - в состоянии мучения и оттого еще сильнее будут мучиться: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12).

Приведем здесь один рассказ о гибельности этого порока. Три путешественника нашли однажды очень ценное сокровище. Необходимо было разделить его поровну. Найденное было велико, так что часть каждого оказалась бы весьма значительной. Но диавол тут же явился к ним и посеял в них зависть и жадность. Полюбовавшись своей находкой, они сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы ему овладеть всем сокровищем. Необходимо было кому-то пойти в ближайший город, чтобы купить там пищи. И вот один отправился, а двое, оставшиеся на месте, согласились его убить, когда он вернется, чтобы разделить его часть между собою. Он же, приобретя пишу, отравил ее ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному. Возвратившись, он немедленно был убит своими спутниками. Так же и они, вкусив принесенной им пищи, оба умерли. А найденное сокровище осталось лежать на дороге. Так диавол губит людей, толкая их на преступления.

Дорогие братия и сестры, зная гибельность этой страсти, надо подавлять в себе возбуждаемые ею недобрые чувства и располагать себя быть довольным малым, памятуя, что Господь Бог подает каждому из нас то, что нужно. Завидуя, мы, вместо того чтобы радоваться за ближнего и воздавать ему честь за его умение, трудолюбие, честность, учиться у него, как достигать того или иного совершенства или вести свои дела, начинаем досадовать, клеветать, оскорблять, а если представится случай, то и вредить ему.

И чем только зависть не возмущается и в ком ее только не бывает! Иногда завидуют другому вовсе из-за пустяка, и таким образом приятели делаются злейшими врагами. Будем себя, дорогие, беречь от этого гибельного порока, зная, что от него проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога. Послушаем гласа Божественного Апостола: Не будьте тщеславны, друг друга не раздражайте, друг другу не завидуйте, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (ср.: Гал. 5, 26; Еф. 4, 32). Аминь.

Неделя 2-я по Пятидесятнице,

1960 г.

О хранении уст

Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах Моих.

(Пс. 140, 3)